Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления о человеке в христианской культуре






Представления о человеке в христианстве зиждутся на ветхозаветных установках, однако имеют существенные отличия, связанные с рождением богочеловека Иисуса Христа и, следовательно, с воплощением Слова. Православная антропология ориентирована на Писание, наследие Отцов Церкви, опыт преподобных старцев. Учение о человеке в православии настолько сложно, что здесь мы только обозначим некоторые его аспекты.

Согласно установке Церкви, человек не может быть объяснённым из самого себя, ибо он сотворён Богом. В отличие от всех иных творений, созданию человека предшествует особый Божественный совет Пресвятой Троицы, о чём свидетельствует множественное число глагола «сотворим» (Быт 2: 7). Если мы обратимся к Библии, то в 33-й главе Исхода можно прочитать то, что Бог отказался идти среди народа Израиля из-за его жестокосердия, после чего евреи стали более последовательны в выполнении этических норм и отказались от идолослужения. Этот фрагмент книги Исхода комментируется так: «Оставленный Богом, израиль сознал собственную слабость среди других могущественных народов на земле, понял, что предоставленный своим силам, он ничего не будет иметь в будущем, кроме такого же рабства и угнетения, какие испытывал в Египте»[25]. Такое объяснение библейского текста указывает на то, что не только отдельный человек, но и нация в целом благоденствует лишь в том случае, если следует высшим духовным принципам, которые признаются в качестве надчеловеческих.

В православной догматике смысл жизни человека состоит в теозисе, то есть в обожении через стяжание Святого Духа. Это достигается посредством молитвы, поста, милосердия к своим ближним, скромности, личного благочестия. Доказательство возможности стяжания Святого Духа человечеству дано в безгрешной жизни Богочеловека Иисуса Христа, Который совершал чудеса в силу того, что является единосущим Богу-Отцу, а страдал в силу того, что вочеловечился. Иисус Христос есть не только Бог, но и истинный человек, образец, к которому все люди должны стремиться. Однако, как точно отметил В. Флоренский, Христос «не ходячее нравственное правило, но и не модель для копирования; Он – начало новой жизни, которая, раз принятая в сердце от Него, сама уже развивается по собственным законам»[26]. Обожение ставит человека на то место, которое ему предназначено волей Бога. Истинное место человека – высшего творения Бога – предполагает его свободу от закона мира сего и возможность быть Божьим сотворцом. Подлинное достоинство человека состоит не в том, что его роднит с миром, а в том, что его от мира отличает – в сотворённости «по образу» Божию, в его способности к обожению, к уподоблению Творцу. Человеку дано повеление стать богом и ему присуща свобода от мира, от всякой природной данности. Сущность человека непознаваема, более того, человек, отражая полноту своего Первообраза, должен также обладать и его непознаваемостью.

Если в иудаизме нет разницы между понятиями тело и плоть, то в христианстве такая разница есть. Тленность человека, его греховную жизнь апостол Павел приписывает не телу, а плоти. Причём под «делами плоти» понимаются не только плотские грехи, но и такие, как зависть, распри, ссоры, идолослужение. Дела плоти зависят от «плотских помышлений» (Римлянам 8: 6), противоположных духовным. Однако по существу плоть не есть нечто дурное, ибо она сотворена Богом, воспринята Сыном Божьим и должна быть преображена Духом Божьим. Лишь от воли человека зависит, как использовать свою плоть: во благо или во зло. Тело же есть место пребывания и жизни души, оно как светильник в отношении к огню, кисть в отношении к художнику. По воскрешении человека в теле, последнее качественно преобразуется. При создании человеческой души Бог ничего не заимствует от земли. Душа по происхождению и по природе представляет собой высшее начало, и она отлична от тела и от всего вещественного. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Матфей 16: 26). Более того, человек не должен зависеть от чего-либо мирского, ибо мир сей с момента грехопадения Адама лежит во зле. «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Послание Иакова, 4: 4). Душа выражается телом, которое в свою очередь обозначает всего человека. Даже душевные переживания: радость, благоговение – выражаются в телесных действиях: в улыбке, в молитве. Соответственно, человек – это единство души и тела.

Апостол Павел в Новом Завете при обозначении человека использовал в основном два понятия: soma и sarx. Первый термин (Римлянам, 12: 4, 12: 12-27) употребляется для обозначения человека во всей его полноте. Более того, при использовании понятия soma подчёркивается органичная связь индивида со всем человечеством и с Церковью, как с Телом Христовым (1 Коринфянам, 10-11). Слово же sarx употреблялось в негативном смысле, когда было необходимо отметить греховность и смертность человека, необоснованность его претензий на самодостаточность (Римлянам, 7-8).

В отличие от остальных тварей, человек способен к изменчивости. Животные и даже ангелы не имеют истории, а их природа статична. Животные неизбежно подчинены естественным законам. Ангелы не изменяются, поскольку цель, для которой они сотворены, этого не требует. Человек же способен к упоподоблению Богу. В этом смысле слова природа человеческая выше ангельской. По существу, человек, согласно православной вере, является храмом Божьим, ибо он призван к стяжанию Святого Духа. Пример истинного Храма Божьего являет собой Иисус Христос. Так, когда иудеи спросили Его, каким образом Он докажет то, что является Мессией, Христос ответил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Евангелие от Иоанна, 2: 19). Под храмом Христос имел в виду не храмовое здание, которое строилось 46 лет, а храм Тела Своего, фактически пророчествуя о своей смерти и о своём воскрешении через три дня после смерти. Указание на то, что человек есть храм Божий, мы находим в Евангелии от Иоанна, где сказано, что Христос «пришёл к своим» (1: 11), а также в 1-ом послании коринфянам, где написано то, что человек есть храм Божий (3: 16-17).

В самой же природе человека отцы Церкви выделяют три составляющих: телесную, душевную и духовную, между которыми видели тесную взаимосвязь. Сказать, что это понимание человеческой природы свойственно исключительно христианскому мировоззрению, было бы не совсем точно, ибо похожие идеи можно обнаружить и у некоторых языческих мыслителей, которые, хотя и не были в христианской вере, например Плотин, но интуитивно чувствовали истину. Итак, согласно учению Православной Церкви, телесная природа позволяет нам влиять на окружающий мир сообразно своим убеждениям, настрою, установкам. Благодаря телу душа может реализовывать свои потребности и проявлять свою сущность. Вместе с тем природа человека не может ограничиваться исключительно душевным, ибо душа ориентирована на жизнь в естественно-физическом, сенсибельном мире. Феофан Затворник писал об этом так: «Душа наша вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – земного. И познание её всё строится только на основании того, что даёт опыт, и деятельность её обращена на удовлетворение потребностей временной жизни и держатся только её состояний и положений видимых. Что выше сего, то не её дело»[27]. Духовная же часть природы человеческой призвана к общению с Богом. Между тем именно духовную составляющую рассматривают в качестве основной компоненты в природе человека, поскольку через неё возможно богообщение. Феофан Затворник отмечает: «Человек создан для общения с Богом. В этом цель его главная»[28].

Примечательно то, что в Иудее многие люди видели в Иисусе Христе спасителя в политическом смысле (то есть полагали, что Он избавит Иудею от римского господства) и в материальном (надеялись, что Он их всецело обеспечит материальной пищей). Однако истинное спасение человека возможно только чрез стяжание Святого Духа. Когда Иисус Христос, имея пять хлебов и две рыбы, накормил около 5 тысяч человек, то Он вынужден был на время удалиться от людей, поскольку они увидели в Нём господина и царя только потому, что благодаря Ему наелись (Евангелие от Иоанна, 6: 5-15). Между тем не хлебом единым жив человек и живёт он не для того, чтобы есть, но ест для того, чтобы жить — жить в Духе Святом.

Истинное спасение человека состоит в мире с Богом. Иногда в обществе бытует мнение, что если человек хорошо выучит Библию, то он спасётся. Это глубокое и опасное заблуждение, тем более сатана тоже знает Библию (например, когда искушал Иисуса Христа в пустыне, весьма грамотно ссылался на Библию (на Притчи). Между тем не через знание Библии спасается человек, а через свою праведность пред Богом. В Евангелии от Иоанна сказано от этом так: «Исследуете Писания, ибо вы думаете, что чрез них имеете жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (5: 39).

Разумеется, часто возникает вопрос о том, что, если духовность присуща человеку, откуда берутся злостные преступники и даже сатанисты? Здесь надо понимать, что у всех людей духовность есть по природе, однако направленность этой духовности сообразуется со свободной волей и мировоззрением самого человека. Для одного человека главной целью в жизни является карьерный успех, для другого – финансовое благополучие, а потому смысл жизни может пониматься в социальном или экономическом ключе; если же какой-либо индивид обратит свою духовность к сатанизму, то будет стяжать сатанинский дух – всё это вопрос частного выбора. Искажение духовной составляющей, её осквернение приводит к тому, что человек утрачивают свою природу и теряет право называться человеком. В Советском Союзе духовность понималась в контексте служения Родине и своему ближнему. Само по себе служение своей Родине и людям хорошо, но вне любви к Богу оно может обернуться фанатизмом, зависимостью от государственной идеологии, соучастием в преступлениях, санкционированных государством. Сообразуясь со своим духовным обликом, человек приобщается к Царству Божьему или оказывается в аду.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал