Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Англиканская церковь
Появление англиканской Церкви связано с реформацией. Вопрос об отношении англиканской церкви к католицизму или протестантизму является спорным. Одни исследователи отмечают, что догматически она близка к католицизму, но не признаёт власть папы. Другие полагают, что англиканская церковь является протестантским направлением. Согласно третьей точке зрения, англиканская церковь являет собой самостоятельное течение в христианстве. С 1529 по 1536 Парламент Реформации, созванный по инициативе короля, принял ряд законов, ограничивавших юрисдикцию и финансовое влияние в Англии папы Римского. В 1534 г. парламент принял акт о супрематии, провозгласившим короля верховным главой церкви. Этот закон был необходим королю для заключения брака с Анной Болейн, фрейлиной его пожилой жены Елизаветы – папа долго не мог решить, являлся ли законным брак Генриха VIII с Елизаветой, для которой это был второй брак. Король надеялся на то, что в браке с молодой Анной Болейн у него родится сын — наследник престола (от Елизаветы у него была дочь). Английский король лишил папу власти, прежде всего, касательно религиозных вопросов, решаемых в Англии. В Англии долгое время так и говорили, что англиканская церковь возникла из-за желания короля Генрих VIII жениться на Анне Болейн. Надо отметить, что и в этом браке родилась дочь, но долгожданного сына так и не было. Сама же Анна Болейн вскоре была обвинена в супружеской измене (что до сих пор не доказано) и казнена. Здесь надо вспомнить то обстоятельство, что супружеская измена королю рассматривалась как измена Родине — то есть государственное преступление. Не следующий день после казни Анны Болейн Генрих VIII женился на порядочной, скромной девушке Джейн Сеймур, которая, родив сына Эдуарда, быстро умерла. Впрочем, король не впал в уныние по поводу смерти супруги и ещё несколько раз был женат. Утверждение религиозной власти английского короля проходило очень болезненно. Те, кто не признавал короля главой церкви, были обезглавлены. Вскоре прошла секуляризация земель и имущества Церкви, что существенно обогатило королевскую казну. Однако первоначально эти изменения не касались самого христианского вероучения. Король Генрих VIII скептически относился к лютеранству. Генрих VIII, желая продемонстрировать то, что в области догматики он на стороне католицизма, приказал сжигать тех, кто обвинялся в принятии протестантизма. В этот период были казнены десятки тысяч людей, многие из которых были очень уважаемы в обществе. Первоначально авторитетных католиков казнили под различными предлогами. Так, престарелый епископ Рочестерский, канцлер Кембриджского университета Джон Фишер был и обвинён в признании им святости одной девушки (Элизабет Бартон, прозванной «Кентской девой») и за это казнён. Вскоре был предан смерти Томас Мор — автор знаменитой «Утопии». Казнив этих уважаемых в обществе людей, Генрих VIII начал массовые казни. Одних предавали казни по обвинению в папизме (признание власти папы), других — по обвинению в протестантской ереси. Вообще, Генрих VIII проявил крайнюю жестокость. Помимо казней по религиозно-политическим мотивам, он законом о бродяжничестве повелевал казнить бродяг. За 28 лет его правления на основе этого бесчеловечного закона были умерщвлены через повешение 72 000 человек (если бродяга задерживался властями в первый раз, то его пороли плетьми, в случае второго задержания – отрубали уши и выжигали клеймо, а если задерживался в третий раз, то человека вешали по факту его бродяжничества). Признание не только светского, но и религиозного характера английской королевской власти предъявило ряд высоких этических требований к королевской семье. Так, английский король, согласно государственному праву, может жениться только на англиканке, которая обязана быть девственницей. Девушка или женщина из королевской фамилии также не имеет права на серьёзный грех. В 1539 г. вышел английский перевод Библии. Правда, для мирян были введены определённые ограничения на трактовку текстов Библии. В области обрядов сохранились лишь крещение, евхаристия и покаяние. Однако в этом же году в парламенте победили традиционалисты, возвратившие английскую Церковь под управление папы Римского. В 1547 г. на престол взошёл Эдуард VI, после чего религиозные реформы в Англии приняли более радикальный характер. Ограничения на трактовку текстов Библии были сняты, Церковь в Англии стала снова независимой от власти папы Римского, а монашеские ордена упразднены. В период правления Марии Тюдор (1553-1558) католицизм в Англии восстановился, монашеские ордена возродились. Несколько сот сторонников протестантизма были казнены, за что Марию Тюдор прозвали «кровавой». С восшествием на престол в 1558 году Елизаветы (дочери казнённой Анны Болейн и Генриха VIII) англиканская церковь была восстановлена. В ходе противоборства сторонников умеренной реформации, или английских католиков, отстаивающих церковь в том виде, в котором она была при Генрихе VIII и Эдуарде VI, и сторонниками кальвинизма (Нокс, Гудмен, Траверс) был выбран средний путь, который не удовлетворял ни одну из сторон. Поэтому было выработано законодательство, направленное против католиков, которые были обязаны посещать англиканские церкви, не имели права занимать государственные должности, получать научные степени в университетах. Однако пуритане не успокоились, ибо, сохраняя внешнюю верность англиканской церкви, они тайно совершали богослужения по «женевскому уставу», то есть оставались по сути католиками. Критика же англиканской Церкви свелась к порицанию пышности обрядов. Вскоре многие пуританские священники лишились своих должностей. При Якове I был издан новый перевод Библии, но коренных изменений не было. В начале XVII в. в Англии стало распространяться арменианство, приверженцем которого был Карл I. Оно отвергалось и католиками, и пуританами. В 1633 г. архиепископом Кентерберийским был назначен теоретик арменианства Уильям Лод, который стал возрождать традиции католического богослужения. Его обвинили в папизме, а Долгий парламент в 1640 г. подверг Лода импичменту и осудил арменианство. В целом же позиции пуритан резко усилились. Архиепископы и епископы, поддерживавшие короля, были сильно ограничены в правах. Гражданская война, разразившаяся в Англии в середине XVII века, привела к образованию многих религиозных течений, что дало повод конгрегационалистам (индепенденты) предложить идею многих самостоятельных местных конгрегаций, которые сами избирали бы себе пасторов. В Англии также были баптисты, браунисты, ментонисты, квакеры… В принципе долгое время религиозная борьба велась с переменным успехом. В 1689 г. вышел «Акт о веротерпимости». На рубеже XVII-XVIII веков вошли в употребление понятия «Высокая» церковь и «Низкая» церковь. Первая склонялась к католицизму. Вторая – ближе к протестантизму. В целом же англиканская церковь имеет черты как католицизма, так и протестантизма. В 1704 г. при королеве Анне началось возрождение церковной собственности. Англиканская церковь признаёт первые 4 Вселенских Собора, признаёт принцип Filioque. Крещение в англиканской Церкви допускается в любом возрасте. У англиканцев нет ярко выраженного культа Божьей Матери. В принципе в церковном календаре англиканской Церкви есть праздники Рождество Девы Марии и Благовещение Марии, но нигде её не именуют Богородицей. Обычно её именуют Благословенная Дева Мария, Дева Мария, Наша Леди. В богослужебных текстах нет молитвенных призываний к Божьей Матери. В англиканской Церкви нет признания молитвенного заступничества святых, почитания икон, мощей, статуй святых. Однако у англиканцев есть эпизоды почитания мощей святых и прикладывания к ним (один из таких эпизодов с последующей вспышкой инфекционных заболеваний описан Чарльзом Дарреллом в книге «Моя семья и другие звери»). Основной богослужебной книгой является «Book of Common Prayer» («Книга общих молитв», 1662 г.) С 1980 г. – «Alternative Service Book» («Альтернативный служебник»). С 2000 г. – «Book of Common Worship» («Книга общественного богослужения»). Англиканская церковь практикует несколько таинств, из которых в качестве первостепенных выделяют два: крещение и евхаристию (причастие). В англиканской церкви даётся такое определение крещению: «Крещение – это не только символ исповедания и знак, по которому христиан можно отличить от некрещеных, но также знамение возрождения, посредством которого принимающие истинное крещение прибиваются к Церкви». Книга общих молитв описывает три чина крещения: крещение младенца в церкви, младенца на дому и взрослого. В последнем случае крестимый человек в ходе таинства сам отрекается от нечистого. Практикуется также конфирмация (от латинского confirmatio – укрепление), то есть обряд, подтверждающий то, что человек является христианином. Здесь нельзя забывать о том, что если в католицизме конфирмация является таинством, суть которого состоит в миропомазании, то в протестантизме это не таинство, а благословляющий ритуал. Конфирмация совершается над крещёными подростками (14-16 лет), а также переходящими в англиканскую Церковь из неепископальных церквей. В Книге общих молитв указывается, что никто не должен допускаться до конфирмации без причащения, однако после того, как в католицизме отказались от безусловного характера этого правила, англиканская церковь также решила допускать к причащению до конфирмации. Также англикане благословляют брак. Венчания как таинства в англиканской церкви нет, однако брак благословляется церковью. Форма благословения брака зафиксирована в Книге общих молитв. Желающие вступить в брак должны предупредить священника заранее, и он в течение нескольких воскресных служб объявляет о запланированной помолвке, а также спрашивает, знает ли кто-либо о причинах, по которым брак невозможен. Вскоре после заключения брака молодожёны должны причаститься. Практикуется также чин посещения больных, состоящий из особых молитв, увещеваний, укрепляющих дух больного. Также практикуется обряд погребения. В настоящее время англиканская церковь насчитывает 26 млн. членов. Главой является правящий монарх, который по согласованию с премьер-министром назначает 2 архиепископов, 108 епископов, настоятелей соборов (42 чел.). Англиканская церковь не признаёт пресвитеров, избранных на ограниченный срок из мирян. Соответственно, практикуется обряд рукоположения. Диаконом может стать человек не моложе 23 лет. Диаконы выполняют функции помощи пресвитеру во время службы, чтения в церкви Писания, крещения детей. Если отсутствует пресвитер, то диаконам разрешается чтение проповедей (с позволения епископа), посещение больных, обучение катехизису детей, организация благотворительности. Диаконам не разрешается совершать таинство Евхаристии. Архидиаконы имеют полномочия надзора за соблюдением клиром церковной дисциплины. Пресвитером может стать человек достигший возраста 24 года. Он наставляет паству, совершает утреннее и вечернее богослужение, проповедует Писание, совершает таинства, посещает больницы. Посвящение в епископы происходит с 30 лет. При этом посвящении присутствуют не менее 2 епископов и 1 архиепископ. Епископ может осуществлять конфирмацию, проповедовать, отлучать от церковного общения, назначать священников на вакантные места, лишать сана, освящать храмовые сооружения. Представители клира в англиканской церкви имеют право вступать в брак. С середины XIX века в англиканской церкви стали появляться монастыри. К 1998 г. их было около 100.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ревуненкова Н.В. Протестантизм / Н.В. Ревуненкова. – СПб.: Питер, 2007. 2. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии / Диакон Андрей Кураев. Издательство Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Москва, 1997. 3. Кернс Эрл Е. Дорогами Христианства / Кернс Эрл Е. – М.: Протестант, 1992. 4. Маграт Алистер. Богословская мысль реформации / Маграт Алистер. – Одесса: Богомыслие, 1994. 5. Санников С.В. Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие Учебное пособие по истории христианства: В 2 т. – Т.2 / С.В. Санников. – Одесса: Богомыслие, 2001. 6. Эриксон Миллард. Христианское богословие / Эриксон Миллард – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: 1. Каким образом социально-политическая ситуация в Западной Европе в XV-XVI веках могла повлиять на формирование протестантизма? 2. Почему формирование протестантизма проходило на фоне кровопролитных религиозных войн? 3. В чём вы видите общие особенности вероучения протестантизма? 4. Какие вы знаете протестантские деноминации? 5. В чём вы видите роль короля Генриха XIII в зарождении англиканской церкви?
|