Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Священные книги ислама. Мусульманские храмы
Основной священной книгой мусульман является Коран (от араб. ал-куран – чтение вслух, возглашение). Считается, что оригинал Корана лежит у трона Аллаха. Фактически эта книга представляет собой записи тех откровений, которые произнёс Мухаммад с 610 по 632 гг. Коран был написан с 650 по 656 гг. В Коране содержится 114 сур, состоящих из аятов. Первую суру – «Открывающую» (Фатиха) – должен знать наизусть каждый мусульманин. Также особое место отводится 255 аяту второй суры (Аль-Бакара), в которой изложены основные принципы мусульманской веры. Своего рода символом веры у мусульман считается 112 сура. Для наименования Корана обычно используются следующие понятия: 1) Фуркан (отличие добра от зла), 2) Китаб (Книга), 3) Зикр (Напоминание), 4) Танзиль (Ниспослание). В этих наименованиях акцентируется внимание на том, что Коран в качестве дара ниспослан людям Аллахом по милосердию, то, что этот дар есть книга, через которую человеку напоминают о нормах поведения, о его вере, через которую он познаёт отличие добра от зла. Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка в поэтической форме, и многие мусульмане считают, что Коран лишь в том случае настоящий, если написан на арабском языке. Поэтому переводы Корана часто называют «переводами смыслов». В этом убеждении есть доля истины, поскольку перевести поэтический текст с сохранением всей полноты его смысла и соблюдением размеров стиха не представляется возможным. Арабский язык, на котором написан Коран, является литературным, значительно отличающимся от повседневного арабского языка. Именно литературный арабский язык должен знать каждый образованный мусульманин, независимо от того, в какой стране он проживает. Перевод Корана требует духовной чистоты, благородства и развитости ума. Различают активные и пассивные формы перевода, поскольку одно и то же выражение можно перевести двумя равноправными предложениями. Например, хвала убивающим за веру (активная форма) и хвала убитым за веру (пассивная форма). Почти все мусульмане считают, что Коран не является созданным людьми. Однако мутазилиты – представители одного из направлений исламской философии – утверждают, что Коран является сотворённым, ибо только Бог обладает качествами предвечности и несотворённости. Всё же такая позиция является скорее исключением, нежели правилом. В домах мусульман Коран обязательно должен храниться бережно в специальной защитной обложке на высоком чистом месте. Оскорбления в адрес Корана недопустимы, независимо от религиозных или атеистических взглядов человека, хотя это не означает отвержения критического, научного анализа данного Писания. В Коране есть много ссылок на Тору и Евангелие как на Священные Писания, что подчёркивает связь между данными Книгами. Однако мусульмане считают, что Коран был дан человечеству как последнее Священное Писание, после которого подобного уже не случится. Для решения повседневных проблем мусульманин может обращаться к Сунне (с арабского языка образец, пример или обычай, предание, закон). Это свод текстов, где описываются жизнь Мухаммада и обычаи. В широком смысле – это сборник, содержащий описание поучительных благих обычаев и традиционных установлений. Они, по своей сущности, ориентированы на родовые ценности и нормы. Сунна состоит из хадисов. Итак, Коран даёт ясные ответы не на все вопросы; в нём подчас встречаются и непонятные для людей установления, требующие объяснений. Для разъяснения проблемных ситуаций мусульмане обращаются к хадисам. Арабское слово хадис означает передавать сообщение, рассказывать. В исламской традиции хадис – это рассказ о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников. Основное отличие хадиса от Корана мусульманами трактуется так: Коран является Словом Аллаха, а хадис – словом человека, то есть словом пророка Мухаммада. Предписания хадисов не носят абсолютного характера и не могут вменяться людям в качестве обязательных к исполнению, тогда как законы, прописанные в Коране, обладают абсолютным императивом (их выполнение обязательно). Согласно шариату, пророк Мухаммад является первым и наиболее разумным толкователем Корана, его изречения – хадисы – служат средством для понимания Корана. В хадисах случаи, события из жизни пророка записаны свидетелями, то есть людьми, непосредственно встречавшимися, разговарившими с пророком или же с людьми, которые имели общение с теми, кто встречался с Мухаммадом. Таким образом, хадис имеет значение только тогда, когда он достоверен. Проверка подлинности хадиса устанавливалась посредством указания имён тех людей, через которых была получена информация, данная в определённом хадисе. Если указанные лица не могли в силу пространственных или временных причин видеть Мухаммада, то хадис не имел ценности. Хадисы состоят из двух частей: иснад (опора), где перечисляются имена пересказчиков, и матн (текст) – содержание. Существуют сборники хадисов. Вот примеры хадисов: — Передаю со слов Анаса, что Пророк сказал: «Не уверует никто из нас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». — По свидетельству Абу Хурайры Абд ар-Рахмана ибн Сахра, Посланник Бога сказал: «Чтобы быть хорошим мусульманином, надо не вмешиваться в то, что тебя не касается». — По свидетельству Абу Амра Суфйана ибн Абдаллаха, он обратился к Посланнику Бога со словами: «О, Посланник Аллаха! Расскажи мне такое об исламе, о чём я могу спросить только тебя. И Посланник Бога ответил: Скажи: «Я верую в Аллаха», и затем будь честен».
Мусульманские храмы. Орнамент и миниатюра исламского мира Храм, в котором мусульмане молятся, называется мечеть. Рядом с мечетью обычно возвышается минарет (от араб. минар – маяк), с которого мулла призывает своих единоверцев на совершение намаза (молитвы). Обычно это делается громким, распевным криком «Аллах Акбар» (Аллах велик). Считается, что когда человек молится в мечети, то он находится перед лицом Бога. Поскольку мечеть для мусульман, прежде всего, является молитвенным домом, то главная ось молитвенного зала (мирхаба) всегда направлена к Мекке. Считается, что истинный храм, как дом Бога, находится в Мекке. Среди наиболее известных мечетей особое место отводится мечети Аль-Акса (Эль-Акса). Значимость этой мечети усиливается не только её архитектурой, огромным внутренним пространством, в котором могут находиться 5 000 молящихся людей, но также и самим местом расположения. В доисламский период на месте её современного расположения находился иудейский храм, разрушенный римлянами в 70-м. году н.э. Первоначально эта мечеть, построенная в начале VIII века, представляла собой маленький молитвенный дом, который был разрушен в этом же столетии землетрясением. Потом мечеть была восстановлена, однако и в последующей истории мечеть приходилось восстанавливать после землетрясений или разрушительных войн. Также известная большая мечеть в Дамаске (Сирия). Данная мечеть представляет собой грандиозное архитектурное сооружение и часто называется мусульманами чудом света. Первоначально она была христианским храмом, который был перестроен по нормам ислама в начале VIII века. Ещё в период римского владычества в этом месте был храм бога Юпитера. В эту мечеть могут входить представители любой веры, и в ней сохраняется атмосфера веротерпимости. Главная же мечеть мусульман находится в самой Мекке. Именно эта мечеть понимается как истинный дом Бога, и геометрически и географически на неё ориентированы все мечети мира. Именуют её Аль-Харам (Запретная). По исламским законам, в эту мечеть могут войти только мусульмане. Ещё в 638 году около Каабы была построена мечеть, однако ныне существующая мечеть построена в 1570 году. Эта мечеть много раз перестраивалась. Первоначально в её ансамбле было шесть минаретов, однако после того как в Стамбуле христианский собор был переделан в мечеть, а вокруг неё воздвигли тоже шесть минаретов, имам Мекки приказал построить седьмой минарет в мечети Аль-Харам, дабы ни одна мечеть мира не могла бы сравниться с Запретной мечетью. Помимо мечети в жизни мусульман существенную роль играют медресе – специальные школы, в которых учащиеся осваивают исламское вероучение. Многие мечети и медресе являются настоящими произведениями искусства. В мечети нельзя увидеть каких-либо изображений природы или людей, поскольку правила ислама запрещают сотворённому человеку изображать то, что создал Бог. Здание мечети украшают орнаменты, на стенах храма можно прочесть цитаты из Корана на арабском языке. Причём коранические надписи размещены таким образом, что сама графика письма становится своеобразным орнаментом, украшением. Орнамент является наиболее распространенным украшением в исламской архитектуре. Орнамент – это совокупность узоров, основанная на чередовании взаимосвязанных элементов. На орнаментное искусство мусульман оказало существенное влияние искусство коптов, персов, византийцев. Всего в исламской культуре известно 36 стилей орнаментного письма. Обычно орнамент представляет собой различного рода геометрические фигуры, изображённые в разных комбинациях. Одной из разновидностей мусульманского орнамента являются арабески. Арабески, как вид строго стилизированного узора, известен давно, как часть арабского орнамента. Главной чертой арабески является использование орнамента, в котором растительные мотивы превалируют над строго геометрическими. В арабеске могут использоваться и священные тексты, которые, однако, стилизованы под растительные мотивы. Иначе говоря, в арабеске изображённые витки растений являют собой узор или (гораздо реже) рукописный священный текст. Иногда коранические надписи включались в арабеску, составляя с ней единый орнамент. Арабеска строится на многократном повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в определённом ритме движение узоров может быть прекращено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. В таком орнаменте нет фоновых изображений, поскольку вся поверхность украшаемого пространства покрывается узорами, переплетёнными друг с другом. Также мусульмане при украшении своих религиозных сооружений используют кафель, который представляет собой изящно глазурированную терракотовую плитку. Кафель был известен ещё древним египтянам и вавилонянам, однако во времена греческого господства его перестали широко использовать. Если в украшении мечетей, прежде всего, развито искусство орнамента, то в книгах, значительная часть которых хранится в мечетях, – искусство миниатюры, которое особенно интенсивно развивалось в городах Ирана и странах Средней Азии. Самые ранние, известные нам образцы книжной миниатюрной живописи были созданы в иранской области Фарс. Однако эта живопись более всего относилась к научным трактатам, например, к астрономическому трактату «Китаб ас-сувар алкавокиб ас-сабита» («Книга изображений неподвижных звёзд»), которая датируется началом XI века. Тем не менее, несмотря на запрет изображать людей, существуют миниатюры, отражающие жизнь Мухаммада и его сподвижников. Иногда на таких миниатюрах лицо Мухаммада закрыто завесой, но нередко изображение Мухаммада отличается нимбом в виде языков пламени. Для миниатюрной живописи культуры ислама очень характерен символизм. То, что является сокровенным, святым, целомудренным, выражается символично, ибо оно не должно быть передаваемым прямо, доступным для всеобщего понимания. Чистое, святое в земном бытии часто оказывается самым уязвимым, хрупким, а поэтому оно не должно быть доступным для понимания тех, кто не ведёт благочестивой жизни, дабы идея чистоты и святости не подверглась осмеянию и не стала поводом к святотатству. Искусство миниатюрной живописи было крайне сложным делом, к которому допускались специалисты, отобранные как по профессиональным качествам, так и по моральным характеристикам. Место, где создавались, оформлялись и хранились книги, называется китабхане. Во главе китабхане стоял начальник – китабдар, которым обычно назначали одного из самых талантливых каллиграфов или художников. В создании книги принимали участие следующие специалисты: лаваат – оформитель всей книги; кариб – переписчик; хаттат – каллиграф; наккаш или мусаввир – художник-миниатюрист; мукавассаз – переплетчик; униван – орнаменталист, создатель орнаментов, а также позолотчики, мастера филигранной резьбы и тиснения по коже или картону. Интенсивность развития искусства миниатюры была обусловлена высокой степенью развития книжного дела и литературы. Наиболее известными памятниками персидской литературы являются «Шахнаме» Фирдуоси (1527-1528 гг.), «Хамсе» Низами (1539-1540 гг.), «Зафарнаме» Шараф ад-дина Али Язди (1467 г.), «Диван» Хафиза (1533 г.).
|