Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные течения в Исламе
В исламе выделяются такие направления: Шииты (ар. шиа – группировка, партия) считают, что должность халифа должна передаваться только тем людям, которые имеют родственные связи с Мухаммадом и его кровными родственниками. Сунниты (люди Сунны и согласия) в своих суждениях опираются на Коран и Сунну. Если шииты ставят акценты на жизни и родственных связях Мухаммада, то сунниты акцентируют внимание на священных текстах. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммада, через которого Бог дал человечеству знание о Себе. Шииты и сунниты составляют большинство мусульман и представляют собой две крупные, часто борющиеся друг с другом группировки. Разница между ними существенная. Так, сунниты во всём ориентируются на тексты Корана, Сунн и хадисов. Правовая система в тех странах, где юридически закреплён ислам суннитского толка, должна полностью соответствовать нормам Корана. В некоторой степени, при достаточно грубом сравнении, сунниты имеют общие черты с протестантами, которые пытаются во всём следовать Библии, часто стремятся понять её дословно, без учёта перевода Библии с иврита или древнегреческого, и не признают духовной власти Церкви. Шииты же, хотя и признают незыблемость Корана, считают, что истина передаётся от человека, имеющего родственные связи с Мухаммадом, а поэтому необходимо не просто следовать текстам Корана, но и учитывать мнение лица, обладающего духовным авторитетом. Это даёт шиитам некоторые преимущества. Так, в Иране на практике очень редко встречается многожёнство. Как правило, у мужчины в жизни есть лишь одна женщина – его жена. Что же касается 4-ой суры, 3-го аята, то это место объясняется тем, что во время войны многие мужчины погибают, а оставшиеся в живых могут брать до 4-х жён. Однако в повседневной культуре, в мирное время, многожёнство недопустимо и унизительно для человеческого достоинства. Также шииты допускают возможность отмены смертной казни, если родственники жертвы преступника прощают его и не требуют кисаса. Вместе с тем правовые поступки шиитов во многом зависят от мнения одного человека – халифа, на которого ложится огромная духовная ответственность за людей, столь внимательных к его речам. В принципе любое духовное лицо в исламском мире пользуется большим авторитетом, и в случае сомнительных, двусмысленных речей такого лица это может повлечь за собой тяжкие последствия. Достаточно вспомнить нашумевший скандал, связанный с выступлением австралийского шейха Таджа Дина Хилали, который сказал о женщинах, головы коих не покрыты платками, таким образом, что многие мусульмане восприняли эту речь как призыв к их осквернению. Конечно, после жёсткой критики со стороны австралийского правительства, Хилали отметил, что он не имел в виду ничего преступного, а «хотел защитить честь женщин», только пресса акцентировала внимание лишь на фрагменте его речи. Это вполне возможно, однако общественность поняла его однозначно. Глава федеральной австралийской комиссии по половой дискриминации Пру Говард заявила, что слова проповедника можно расценить как подстрекательство к совершению преступлений. «Молодые мужчины-мусульмане, которые будут насиловать женщин, смогут цитировать это в суде, смогут приводить в суде слова этого человека, своего наставника», – сказала она и отметила, что шейх Хилали должен быть депортирован за подстрекательство к изнасилованиям. В принципе, согласно ряду коранических текстов, например 33-й суре 50 аяту, девушки и женщины немусульманского вероисповедания, действительно, не защищены от осквернения. Хотя понятие невольница, столь часто употребляемое в Коране, можно трактовать как девушка или женщина, за которую её хозяин несёт духовную ответственность. Это косвенно следует из 24 суры 33 аята. Так или иначе, но всякий человек должен понимать меру ответственности за неверное истолкование того или иного религиозного текста. Классической страной шиитского толка является Иран. Сунниты не могут присутствовать даже в составе парламента этой страны, хотя данная привилегия есть у зороастрийце, иудеев и христиан. Помимо шиитов и суннитов, в исламе существуют и иные направления. Хариджиты (вышедшие) считают общину единоверцев воплощением справедливости и настаивают на том, что халиф должен избираться волей народа. Также они обращают особое внимание на моральные нормы, в частности, на социальную справедливость. Хариджиты первоначально были шиитами, однако во второй половине VII века отделились от них, или вышли из них. Мурджииты утверждают, что нет смысла бороться за власть, ибо только Аллах знает, кто её достоин. Они полагают, что в аду муки грешников не вечны – грехи искупаемы страданиями в аду и заступничеством Мухаммада и его сподвижников.
Суфизм Суфизм (от арабского суф – шерсть). На Востоке существует его иное название – Тасоввуф. В исламе к суфизму относятся с определённой настороженностью, порой – как к направлению, чуждому для ислама. Многие представители суфизма (например, Ибн-Мансур ал-Халладж, Шихаб-ад-Дин Яхья) были казнены по приговорам исламских судов. Надо отметить то, что суфизм складывался в период, когда народы, покорённые мусульманами, пытались отстаивать свои религии, значительная часть клира (служителей религиозного культа) которого была казнена исламскими властями. Вследствие такого противостояния часто возникали течения, в которых старые нормы, обычно зороастрийские, пытались приспособить к исламским законам. Некоторые такие течения были явно еретическими, а иные вбирали в себя философское наследие эллинизма, мировоззренческие элементы зороастризма, некоторые принципы христианства. До монголо-татарского завоевания суфизм относительно успешно развивался на окраинах Арабского Халифата, например в Хоросане, где мусульманам было сложно контролировать всех жителей. Неудивительно, что иногда форму суфизма принимали немусульманские учения. Однако абсолютная вера в единого Бога и следование законам шариата указывала на то, что в целом суфии были правоверными мусульманами. Многие суфии, например Абу Хамид Аль Газали (1058-1111), по сей день почитаются в исламском мире. Некоторые суфии играли существенную роль в общественной жизни не только в средние века, но и в ХХ веке. Например, Идрис Шах был одним из основателей Римского клуба. Суфий – это подвижник ислама, ведущий аскетический образ жизни. Суфий должен быть человеком скромным, стремящимся к независимости от материальных благ и к высокой духовности. Для соблюдения духовной чистоты в суфизме выработана практика муракаба, в которой концентрируется внимание на имени Бога. В ходе этой практики человек приобретает самоконтроль, безмятежность и способность к интуитивному и высшему познанию. В суфийской философии Бог и мир включены в единый миропорядок (амр), в котором особое место отведено человеку. Бог являет собой чистое бытие, и его бытие осознаётся лишь на фоне небытия. По мнению суфиев, важнейшим отличием человека от мира животных является способность к сознательному познанию мира и самого себя. Именно человек есть главный объект познания. Основной трудностью для познания мира является то, что человек большое внимание придаёт идее «я», которая, в сущности, есть иллюзия. Другой фактор, препятствующий познанию мира, состоит в слабом выполнении законов шариата. В суфизме выделяют четыре формы познания: 1. Восприятие и постижение явлений окружающего мира посредством чувств и разума. 2. Интуитивное познание, в котором главную роль играет воображение. 3. Опыт пророков и авторитетных лиц суфизма. 4. Высшее познание – прямое переживание высшей реальности, не доступной ни чувствам, ни интуиции. Для этой формы познания необходима длительная духовная работа. Познание в такой форме выражается в Божественном озарении. По мнению суфийских авторитетов, наличие способности к такому переживанию высшей реальности зависит не от самого человека, а от Бога. Однако посредством ряда приёмов процесс познания в четвёртой форме можно ускорить. Приёмы ускорения познания и очищения души могут быть в виде танцев, декламации аятов. В ходе этих практик происходит большой подъём духа и выход на принципиально новый уровень познания. Надо признать, что танцы, как метод духовного познания, признаётся далеко не всеми суфиями, а те суфии, которые допускают танцы, отмечают то, что ими могут заниматься лишь духовно зрелые люди. Этим формам познания соответствуют и четыре этапа познания. На первом этапе (шариат) человек проявляет стремление познать Бога и становится на путь истины. Данный этап выражается в принятии законов шариата как основы для устроения своей жизни. На втором этапе (тарикат – путь) индивид посредством аскетизма призван отречься от своего «я» и всецело посвятить себя служению Богу. Третий этап (марифат – познание) характеризуется осознанием тленности мира и вечности Бога, Которому люди служат в разных религиях, даже если и сами того до конца не осознают. На этой стадии человек интуитивно чувствует единство вселенной в Боге. Суфий, достигший третьей стадии, называется арифом – познавшим. Четвёртая ступень, называемая хагигат (истина), является завершающей. На этапе хагигат суфий постигает истину, достигает единства с Богом и растворяется в Нём. Идея растворения верующего в Боге получила название фана, концепция которой сложилась в конце IX века в Багдаде. Иногда фану сравнивают с индуистским понятием нирваны. Упрощённо объясняя эти этапы, можно сказать так: человек, постигая мир на начальном этапе, приобретает знания из Предания или путём логических доказательств; к примеру, такое теоретического подтверждения, как то, что огонь обжигает. Далее человек сам, обжигаясь от огня и видя результаты его действия со стороны, получает знания из собственного опыта. Наконец, человек сгорает в огне, тем самым осуществляя единение субъекта и объекта познания. Одним из ярких представителей суфизма является философ Ибн аль Араби (1165-1240), долгое время живший в мусульманской Испании, где ислам тесно соприкасался с христианством. В конце своей жизни, уже в Дамаске, он написал крупный трактат «Мекканские откровения», в котором предлагает концепцию единобытия. Согласно ей, существует три вида сущего: 1. То, что существует само по себе и является источником всех вещей, – Абсолютное Бытие, или Бог. 2. То, что существует через Абсолютное Бытие и без Него, превращается в небытие – ограниченное бытие, или тварный чувственно постигаемый мир. 3. То, что объединяет в себе оба предшествующих вида бытия, – реальность реальностей (джинс ал-аджанс). Последнее понятие выражает универсальность реальности. Это есть эйдосы мироздания, его аспект, умопостигаемый в идеях. Именно с помощью прообразов – эйдосов – Бог сотворил мир. Постижение эйдосов доступно лишь Совершенному Человеку.
|