Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение норм иностранного права






 

Основой для применения международных актов являются положения ч.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применению подлежат правила международного договора.

Положения международных договоров применяются к отношениям, возникающим между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. " О международных договорах Российской Федерации" *(132)).

Особо важное значение имеют те многосторонние договоры (конвенции), которые имеют непосредственное отношение к регулированию предпринимательских отношений. Можно выделить Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Ее значение состоит прежде всего в том, что она представляет собой международную унификацию материально-правовых норм, регулирующих самый распространенный вид договора - куплю-продажу.

23 февраля 1996 г. Российская Федерация подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней, включая и Протокол N 1. 30 марта 1998 г. был принят Федеральный закон о ратификации этой Конвенции*(133). Статья 1 Протокола N 1 предусматривает, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. В отличие от большинства других положений Конвенции указанная статья защищает не только физических, но и юридических лиц, в том числе общества и товарищества. Поэтому данное положение, а также решение Европейского Суда по правам человека являются важными источниками предпринимательского права. Европейский Суд исходит из того, что используемый в ст.1 Протокола N 1 термин " имущество" относится ко всем " закрепленным правам", которые может доказать заявитель*(134).

В 1982 г. Европейский Суд вынес решение по делу " Спорронг и Лонгрот против Швеции", в котором выделил в ст.1 Протокола N 1, посвященной экономическим правам, три основные нормы. Первая устанавливает правило беспрепятственного пользования имуществом. Вторая определяет порядок возможного отчуждения собственности в публичных интересах. Третья признает за государствами право регулировать использование имущества в соответствии с публичными интересами и принимать в этих целях законы, которые оно считает нужными*(135).

Диапазон прав, гарантированных ст.1 Протокола N 1, с учетом развития экономических отношений постоянно расширяется.

Фактически Европейский Суд перешел от понятия собственности, охраняемой по ст.1 Протокола N 1, к гораздо более широкому понятию, включающему всю совокупность интересов экономического характера.

Судебная практика РФ развивается в русле судебных прецедентов Европейского Суда. Прецеденты, основанные на применении норм ст.1 Протокола N 1, используются Конституционным Судом России при проверке конституционности правовых норм, регулирующих разнообразные имущественные права*(136). Таким образом, сложившиеся в Европе интегрированные правовые представления, являющиеся по существу европейским конституционным правом, через решения Конституционного Суда РФ становятся частью российской правовой системы.

Рассматривая дело о проверке конституционности ст.104 Федерального закона " О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г., Конституционный Суд признал, что не только вещные, но и обязательственные по своей природе права кредитора в процедуре банкротства находятся под защитой ст.35 Конституции России, которая, как и ст.1 Протокола N 1, устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда*(137).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал