Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется обычно с помощью объемного массива правовых норм. Для более полной иллюстрации основных источников зарубежного предпринимательского права лучше всего использовать их классификацию по основным сферам регулирования предпринимательского права. К законодательству общего характера, регулирующему отношения в сфере торговли, можно отнести Германский торговый кодекс, Торговый кодекс Франции, Единообразный торговый кодекс США. Последний представляет собой результат многолетней работы по унификации законодательства отдельных штатов. Корпоративное право представлено такими актами, как Модельный Закон США о предпринимательских корпорациях 1994 г., Акт Великобритании о Компаниях 1985 г. (Companies Act), германский Закон о товариществах с ограниченной ответственностью 1898 г. и Акционерный Закон 1965 г., французский Закон о торговых товариществах 1966 г., которые являются наиболее значимыми среди источников корпоративного права. Особое внимание следует обратить на корпоративное право Европейского Союза, состоящее из тринадцати директив, которые представляют собой значительный шаг в развитии корпоративного права, несмотря на то, что часть из них пока существует в виде проектов. Документом, заложившим основы европейского корпоративного права, является Первая Директива Европейского Совета (1968 г.), посвященная вопросам раскрытия информации о компаниях, ведения реестра компаний, действительности обязательств компании, оснований для признания компании недействительной (nullity of the company). Вторая Директива Европейского Совета 77/91/ЕЕС от 13 декабря 1976 г. " О координации гарантий в отношении образования публичных компаний с ограниченной ответственностью, поддержания и изменения их капитала" подробно рассматривает вопросы содержания устава компании, минимального размера уставного капитала (25 000 евро), условий первого выпуска акций, приобретения компанией собственных акций, увеличения и уменьшения капитала, осуществления крупных сделок с имуществом компании, выплаты дивидендов, защиты прав кредиторов в случае потери капитала. Другие директивы регулируют вопросы слияния и разделения компаний, содержания их годовых отчетов, организации управления компанией, функции и ответственность аудиторов компаний, консолидированной отчетности, статуса компании одного лица и др. Важным этапом развития европейского корпоративного права стало принятие в октябре 2001 г. Закона о Европейской компании*(150), который вступит в силу с 8 октября 2004 г. Данный Закон предусматривает специальную организационно-правовую форму для европейского бизнеса, имеющего трансграничный характер, и позволяет избежать противоречий по вопросам корпоративного управления, существующих в разных странах - членах Европейского Союза*(151). Такая форма организации и ведения бизнеса, как Европейская компания, необходима для достижения как можно большего совпадения экономического содержания (economic unit) и правовой формы (legal unit) ведения бизнеса. Кроме законов о компаниях, в странах англо-американской правовой семьи распространены так называемые кодексы корпоративного управления, обязательные для применения судами при разрешении споров. Такие документы являются плодом совместной работы научных учреждений и ассоциаций практиков (например, Института Американского Права и Ассоциации Американских Адвокатов). Они призваны подробно регулировать отношения в корпорациях и компаниях между акционерами, директорами и менеджерами, их права, обязанности и ответственность. Представление о законодательстве, регулирующем отношения на рынках капитала, можно получить на примере таких актов, как Законы США об инвестиционных ценных бумагах 1933 г. (Securities Act), о рынке ценных бумаг 1934 г. (Securities and Exchange Act), об инвестиционной компании 1940 г. (Investment Company Act), о защите инвесторов на рынке капиталов 1970 г. (Securities Investor Protection Act), Акты Великобритании о Банковской Деятельности 1979 и 1987 гг. Основным актом, призванным гармонизировать законодательство о банковской деятельности в Европейском Союзе, является Вторая Банковская Директива 89/646/ЕЕС " О координации законодательства и административных норм в отношении создания и ведения деятельности кредитных организаций". Большое значение для формирования банковского законодательства в западных странах (включая Россию) имеют рекомендации такого органа международного сотрудничества, как Базельский комитет по банковскому надзору. Цель комитета - формирование единых подходов по вопросам банковского регулирования и надзора путем обмена информацией и мнениями с участием государственных органов банковского надзора и кредитных организаций. Одним из наиболее важных документов комитета являются Принципы по надзору за иностранными банковскими учреждениями, Основополагающие принципы эффективного банковского надзора, Стандарты достаточности капитала. Особое значение в Европейском Сообществе придается формированию энергетического законодательства и гармонизации этого законодательства стран - членов Союза и Российской Федерации, а также других индустриально развитых стран*(152). Учитывая определяющее значение в современных экономических отношениях сотрудничества государств в области энергетики и роль и значение России как ведущей энергетической державы, в значительной степени обеспечивающей потребности Европы в энергоносителях, 16-17 декабря 1991 г. была официально принята Европейская энергетическая хартия. К настоящему времени ее подписали 52 государства, включая все республики бывшего Советского Союза. С правовой точки зрения Европейская энергетическая хартия не является международно-правовым документом, имеющим обязательный характер для государств, ее подписавших. Она является важной политической декларацией, сформулировавшей четкую политическую основу для разработки и создания единого интегрированного международного энергетического правового пространства. Создавая это пространство, страны, принявшие Европейскую энергетическую хартию, разработали и подписали Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и Протоколы к нему. По своей юридической природе ДЭХ, в отличие от самой хартии, является многосторонним инвестиционно-торгово-транзитным международным соглашением со всеми вытекающими из этого последствиями в плане ратификации, обязательности и других аспектов права международных договоров. Это объемный и сложный международно-правовой документ. Достаточно сказать, что вместе с Приложениями, Заключительным актом и Решениями он насчитывает более 250 страниц текста. В целом правоотношения, регулируемые ДЭХ, можно назвать комплексными с точки зрения теории российского права. Они затрагивают различные области правового регулирования предпринимательской деятельности в топливно-энергетическом комплексе. В частности: разведку, добычу, переработку, производство, хранение, транспортировку по суше, передачу, распределение, торговлю, сбыт энергетических материалов и продуктов; услуги, связанные со строительством энергетических объектов, поисковыми работами, консультированием, управлением и проектированием; деятельность, направленную на повышение энергоэффективности, и др. Кроме того, правовая компетенция ДЭХ распространяется на такие вопросы, как передача технологии, доступ к капиталу, экологические аспекты, процедуры разрешения споров, суверенитет над природными ресурсами и др.*(153) По своему уровню и правовому статусу ДЭХ можно сравнить с таким многосторонним международным соглашением, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)*(154). По различным аспектам формирования энергетического рынка в Европейском Союзе принят не один десяток Директив и других правовых документов. Вопросы несостоятельности и банкротства регулируются такими законодательными актами, как Кодекс о банкротстве США (US Bankruptcy Code), Акт Великобритании о несостоятельности 1986 г. (Insolvency Act), Закон Франции 95-78, германский Закон о банкротстве (Insolvensornung). Свободу конкуренции призваны обеспечить такие акты, как Германский Закон о картелях 1957 г., Ордонанс Франции от 1 декабря 1986 г. " О свободе цен и конкуренции", Кодекс о поглощениях Великобритании (Takeover Code), антитрестовское законодательство США, включая Закон Шермана 1890 г. и Закон Клейтона 1914 г. Основными источниками права в развитых зарубежных странах являются правовые акты, прецеденты (значимые судебные решения) и правовые обычаи. Помимо законов все большее значение в правовом обеспечении предпринимательской деятельности приобретают акты исполнительных органов власти, осуществляющих регулирование и контроль в различных сферах предпринимательства. Несмотря на то что практически все конституции европейских государств допускают ограничение свобод граждан только на основе закона, ограничение свободы предпринимательства фактически происходит также на уровне актов исполнительных органов власти. Особое место в этом смысле занимает законодательство Европейского Союза. За исключением таких основополагающих актов, как Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор) и некоторые другие межгосударственные соглашения и конвенции, основной массив нормативных актов создан, по сути, исполнительными органами Сообщества - Европейским Советом (Министров) и Европейской Комиссией. Совет издает регламенты, непосредственно применяемые на территории стран - членов ЕС, а Комиссия принимает директивы, призванные гармонизировать и сблизить законодательство стран - членов ЕС по тем или иным вопросам функционирования единого европейского рынка. Важно отметить, что указанные органы также часто издают рекомендации и разъяснения (communication) тех или иных положений, правовых институтов и терминов Договора об учреждении ЕС*(155), что является образцовым примером официального толкования нормативного акта. Надо отметить, что правовые акты, носящие рекомендательный характер, получили большое распространение за рубежом. Прецеденты характерны в основном для стран англо-американского права, но и в странах континентальной Европы роль судов, особенно высшей инстанции, по формированию права в значительной степени возрастает. Разрешение конкретного спора является прекрасной возможностью для суда в случае отсутствия или неясности смысла соответствующей правовой нормы определить ключевые принципы по регулированию тех или иных отношений, проверить возможность применения той или иной доктрины, более глубоко определить сущность взаимоотношений сторон спора. Примеров прецедентов множество. Среди них в области, например, корпоративного права США можно отметить дело Dartmouth College v. Woodward 1819 г. по поводу природы устава корпорации (" устав - это договор между штатом и корпорацией"), дело Grove v. Economic Life Insurance Co. 1911 г. по правовому статусу акционера (" подписчики являются акционерами, а не кредиторами корпорации"), дело Baker v. Bankers Mortgage Co. 1926 г. о правовой природе сертификата акции (" статус лица как акционера не зависит от эмиссии или владения сертификатом акции") и т.д. Таких примеров можно приводить бесчисленное множество. Правовые обычаи характерны в основном для сферы торговли применительно к определенной категории товаров (сахар, кофе, нефть), виду деятельности (стандарты страховой, рекламной деятельности) или для отдельных видов профессиональной деятельности (аудит, юридические услуги, банковские услуги). В последнем случае соответствующие профессиональные ассоциации издают кодексы поведения и ответственности.
|