Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Программа развития любой кафедры не может быть сформулирована вне пределов программы развития факультета (филиала)Стр 1 из 3Следующая ⇒
Программа развития любой кафедры не может быть сформулирована вне пределов программы развития факультета (филиала). По моему мнению, программа развития БФ на 2011-20 года, вынужденно разработанная в рамках аналогичного документа ПГТУ, собственно программой не является. Напомню ее основные моменты: Целью Программы является формирование БФ ПГТУ как филиала Национального исследовательского университета, осуществляющего кадровое обеспечение Березниковско-Соликамского промышленного узла по приоритетным направлениям развития (ПНР), выполнение исследований и разработок на высоком научном уровне за счет интеграции науки, образования и производства. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: · повысить качество образовательных услуг путем создания инновационной системы подготовки кадров на основе единства обучения и научных исследований; · усовершенствовать инфраструктуру и материально-техническую базу филиала, увеличить объемы научных исследований и разработок по ПНР; · освоить современный подход к коммерциализации результатов исследований и разработок по ПНР; · качественно развить и обновить кадровый потенциал; · органично влиться в единое научно-образовательное пространство университета и утвердиться в роли его достойного представителя и организующего агента научно-образовательного сообщества на территории Березниковско-Соликамского промышленного узла. Очевидно, что перечисленные задачи не ведут к достижению цели – ведь «формирование БФ в качестве филиала» состоялось давно, а «выполнение за счет интеграции» не базируется ни на качестве образовательных услуг, ни на подходах к коммерциализации, ни на органичном вливании, не говоря уж о сложности оценки достигнутой степени органичности и достойности. Собственно, даже «осуществление кадрового обеспечения» не напрямую связано с качеством образования, инфраструктурой и кадрами, а, в первую очередь, определяется долей захваченного рынка образовательных услуг. Поэтому при создании данного документа я вынужден частично использовать свой взгляд на программу развития БФ и кафедры, предложенный в 2011 году и отклоненный руководством, но процентов на 30% кафедрой уже выполненный, а также свое представление о месте и роли БФ в представлении интересов ПНИПУ в Верхнекамье. При этом я вынужден констатировать следующие (не зависящие от меня) очевидные факты, без понимания которых невозможно восприятие программы: 1. Березники и Соликамск – как минимум, стагнирующие (как максимум – коллапсирующие) города. За 5 лет население Березников упало на 6%, Соликамска на 2%, техногенные катастрофы способствуют оттоку населения. 2. На большинстве предприятий приняты долгосрочные программы сокращения кадров. В области автоматизации (АТП) предприятия планируют в год брать 1-3 инженера, причем предпочитают переманивать работников со стажем. В других инженерных областях есть практика принимать выпускников ВО (без связей) на рабочие должности, затем выборочно переводить на инженерные. 3. Предприятия Верхнекамья сравнительно небольшие (ПАО «Уралкалий» ~ 11000 работников), крупнотоннажного химико-технологического производства. Их прибыль определяется не столько себестоимостью производства, сколько рыночной ситуацией. В связи с этим высшему руководству предприятий научные работы, направленные на повышение качества продукции или снижение себестоимости, неинтересны; максимум, что интересно – проектные работы. 4. В Верхнекамье один филиал ПНИПУ и два филиала ПГНИУ. Первый уступает вторым в количестве бюджетных мест, обеспеченности общежитиями, широтой охвата направлений. 5. Выпускников средних образовательных школ в Верхнекамье становится все меньше, когда-то это было 1500 человек в Березниках, теперь около 1000. 6. БФ ПНИПУ, насколько я вижу, не имеет политической поддержки своих инициатив ни со стороны органов краевого или местного самоуправления, ни со стороны доминирующей политической партии. 7. Общую тенденцию отношения государства к ВО вообще и, тем более, к филиалам сложно назвать позитивной – не прекращаются изменения (рост) требований, заявления высших руководителей о необходимости сокращения учреждений ВО, невысокая оплата труда и т.д. 8. Существенная часть материальной базы БФ (научной и образовательной) формируется постольку, поскольку ПАО «Уралкалий» выделяет для этого целевые средства; средства же филиала (университета), выделяемые на кафедру в размере 200-300 тысяч рублей в год, совершенно недостаточны для стратегического развития материальной базы. 9. Корпоративные требования ПНИПУ к внутренней документации (в частности, содержание и объем УМКД) значительно превышают требования МОН (ФГОС, приказ 1367, постановление 582, методические рекомендации 44/05 и т.д.); в то же время существенная часть современных аккредитационных требований в ПНИПУ в целом и в БФ в частности не выполнена и выполнена силами любой отдельной кафедры быть не может.
|