Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснения к тезисам






 

БФ ПНИПУ, безусловно, нужен градообразующим предприятиям Верхнекамья – естественная текучка кадров приводит к необходимости их возобновления, а уехавшие из города абитуриенты, в большинстве, стараются закрепиться в больших городах и не возвращаться. Однако пока эта проблема не слишком осознается руководством предприятий, поскольку есть резерв 35-50-летних работников со стажем, которых можно переманить с одного предприятия на другое небольшим повышением зарплаты (она, к сожалению, в Березниках не слишком высока). Этот резерв, очевидно, через 10-15 лет сойдет на нет, и необходимое (пусть небольшое) количество инженеров взять будет неоткуда, разве что давать приезжим служебное жилье. С учетом текучки 5…10 бакалавров технических специальностей (из числа выпускаемых кафедрой АТП БФ) каждый год без проблем найдут работу на предприятиях по специальности. Ситуация в Перми, полагаю, такая же – просто Пермь в 5…6 раз больше Верхнекамья, и вместо 5…10 получается 30…60. Но БФ и кафедра не могут себе позволить выпускать такие группы из-за нормативов оплаты труда. Если же позволить себе уменьшение групп и нагрузки, уменьшение численности ППС, набор через год и т.п., возникнет очевидная положительная обратная связь, и филиал закроется. Это не в интересах ПНИПУ – надо отметить, что на предприятиях Верхнекамья высоко котируются МГАТХТ, УрГГУ, УрФУ и даже Ивановский государственный химико-технологический университет, что отнюдь не укрепляет позиции нашего университета, в отличие от положительных результатов деятельности филиала.

Надо также учитывать, что Березники – не Пермь и в том смысле, что других доцентов, кроме ППС БФ ПНИПУ, в городе почти нет (по техническим специальностям – совсем нет). Единичные кандидаты наук (например, главный инженер ОАО «Уралмонтажавтоматика» Худяков А.А. или доцент кафедры АТ ПНИПУ, начальник службы информационной безопасности филиала «Азот» Южаков А.А.) находятся на таких позициях, что преподавание в БФ их не интересует. Кроме того, опыт соседней кафедры показывает, что не все кандидаты наук пригодны для работы в БФ. Таким образом, граничным условием существования БФ является создание таких условий для работы ключевых ППС, чтобы они не помышляли о бегстве на предприятия, в соседний филиал или другие города.

Высокая учебная загрузка доцентов (1, 3…2, 0 ставки), необходимая для достижения потребного уровня дохода вследствие некомплектности групп по основным направлениям и недостаточных возможностей менее трудозатратных заработков, не дает им эффективно участвовать в поиске и выполнении НИР, сдерживает научную и публикационную активность, снижает качество образования. При этом даже за две ставки доцент получает меньше, чем его выпускник, успешно отработавший 5-10 лет на предприятии (а ведь все доценты у нас работают успешно). Сложилось так, что ППС кафедры на моей памяти никогда не получали доплат, предусмотренных пп. 8, 9, 10, 11, 14, 16, 17, 20, 25, 26, 27, 29 приложения 3 Положения об оплате труда ПНИПУ: все конференции, олимпиады, мероприятия по привлечению абитуриентов проводятся нами без оплаты труда, не оплачивается выпуск методических пособий, премия за научные статьи (несмотря на инфляцию) год от года уменьшается и выплачивается реже и т.д.

Поэтому видятся следующие очевидные пути развития филиала и проистекающие из них возможности.

Филиал, конечно, должен выпускать бакалавров (и магистров) в количестве, превосходящем потребности предприятий: кто-то пойдет работать не по специальности, кто-то переедет в другой город или поступит там в магистратуру. Это позволяет говорить о филиале как о социально необходимом, системообразующем образовательном учреждении Верхнекамья на любом уровне и в любой ситуации. Это знамя, которое надо разворачивать широко и по любому поводу.

Но поскольку на выпускающих профилях в Березниках невозможно достичь постоянной комплектности групп, необходимо расширять другую, невыпускающую образовательную деятельность. Современной считается сетевая форма обучения, в рамках которой можно учить младшекурсников без выпуска, участвовать в подготовке студентов СПО и развивать другую деятельность (см. ниже). Принятые на очную бюджетную форму студенты (например, направлений «Эксплуатация транспортных средств», «Электрические машины», «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств», «Металлургия цветных металлов», «Прикладная математика» или «Системный анализ») по окончании 2-го курса могут: а) доукомплектовать собой аналогичные группы (или группы других направлений) в ПНИПУ; б) перейти в БФ на выпускающие направления, где к тому времени освободятся бюджетные места; в) перейти в БФ на вечернюю форму обучения по контракту на выпускающие направления. Невыпускающие направления позволят обеспечить нагрузкой кафедры ОНД и, в какой-то степени, ТМП и АТП, обеспечат наполнение групп на 3-4 курсах, привлекут в ПНИПУ тех абитуриентов, которые, уезжая из Верхнекамья, свободны в выборе ВУЗа, но после окончания 2-го курса в БФ точно пойдут именно в головной ВУЗ.

Очень желательно расширить базу абитуриентов, организовав, например, общежитие (временное проживание) в пустующем микрорайоне Усольский. Там Роспотребнадзором запрещено постоянное проживание, но временное, вроде, разрешено. В городе есть и другие потенциальные площади для организации общежития. Тогда к 148 тыс. березниковцев и той небольшой доле 94 тыс. соликамцев, что готовы более 200 руб. и 2 часов в день отдавать за переезд к месту учебы, добавятся остальные соликамцы, ~ 60 тыс. жителей южных городов (Яйва, Александровск, Кизел, Губаха) и ~25 тыс. северных городов, а так же часть близких районов – в сумме это ~ 180 тыс. населения. Выделение в общежитии мест для проживания студентов, не являющихся очниками, легко решит проблему финансирования: ведь в общежитиях ПНИПУ, например, заочники размещаются за 200 рублей в день (данные 2011 г.), к тому же здесь возможен большой комплекс дополнительных платных услуг (в т.ч. продаваемых по тендеру на аутсорсинг). В общежитии возможно временное (длительное) проживание преподавателей, не обеспеченных жильем в Березниках. Надо отметить, что как только БФ ПГНИУ переехал в новое здание, в нем немедленно началась подготовка общежития – по планам директора, половина этажа здания станет общежитием уже в этом году, вторая – в следующем.

В Березниках сложилась специфическая ситуация с высококачественным школьным образованием. В городе есть гимназия (ориентированная на гуманитарные науки) и физико-математическая школа, основанная великолепным педагогом-физиком (но имеющим 43 года стажа). Их успехи в подготовке абитуриентов центральных ВУЗов соответствующего профиля неоспоримы. Однако ничего подобного пермским школам с углубленным изучением технических направлений (например, программирования) в городе нет. СОШ № 30, ранее позиционировавшаяся как ИТ-школа, не обеспечена хорошими учителями, то же относится к лицею № 1 (открытому в свое время при содействии БФ ПГТУ). Научно-образовательный центр (СОШ № 10) в качестве высококачественного образовательного центра не состоялся, скорее, в качестве массового. Совершенно точно, что существенная часть учителей информатики города знает ее в пределах учебника, что исключает как подготовку «олимпийцев», так и эффективное применение школьниками знании на практике и интерес к информатике в жизни. Школы вообще испытывают (или скоро начнут испытывать) дефицит качественных кадров – большинство хороших учителей пенсионного возраста. По моим наблюдениям, преподаватели кафедры ОНД БФ преподают математику, физику и химию лучше, чем школьные учителя – во всяком случае, они более чем обеспечены репетиторством по подготовке к ЕГЭ. Поэтому вполне возможен спрос школьников и родителей на получение качественного образования, связанного именно с техническими науками, в т.ч. с программированием, химической технологией, промышленной экологией, экономикой промышленности в школе (лицее, гимназии), пролицензированной в филиале. Работа в школе в размере 0, 7 ставки (18 часов, 34 недели) дает доценту доплату краевого правительства в размере 10 тыс. рублей в месяц – то есть в размере 0, 45 ставки доцента. То есть значительно выгоднее вести 1 ставку в ВО + 0, 7 ставки (в пересчете на наши 900 часов) в СОШ, чем 2 ставки доцента в БФ. Желание приработка в ординарной школе сдерживается низким качеством обучаемых, а организация элитной, платной (как, по факту, лицей и гимназия) школы решает как проблемы г. Березники, так и финансовые проблемы ППС. Более того, некоторые пермские школы еще и детские садики в своем составе имеют (например, гимназия № 31) – а их в Березниках остро не хватает, и место в своем ДС будет еще одной причиной для доцента-инженера остаться в БФ, а не искать позицию на заводе (что они, без сомнения, способны сделать).

Кроме того, в Березниках и Соликамске не поставлено системно обучение школьников (и учителей) основам учебно-исследовательской работы. Уровень работ на городских конкурсах достаточно низкий. УИРС ведут школьные учителя и преподаватели дополнительного образования, как правило, не обладающие необходимыми компетенциями (во всех школах Березников работает целый один кандидат филологических наук, остальные учителя ученых степеней не имеют). Не то, чтобы спрос на эту образовательную услугу был высоким, но все же среди 16 тысяч березниковских школьников и их родителей он есть. Это персональная работа с детьми, которая не может быть оплачена по нормативам комитета по вопросам образования, но вполне может – в рамках учебно-научного центра, поддержанного местной администрацией и систематически привлекающего средства родителей.

Еще одно важное направление работы со школьниками – бесплатные (для школьников) курсы подготовки к ЕГЭ. Во-первых, это вытеснит с рынка этой услуги всех остальных участников в пользу ПНИПУ, во-вторых, обеспечит проходимость БФ для потенциальных абитуриентов, возможность воздействовать на их жизненный выбор. Разумеется, ППС должны получать зарплату за ведение курсов – но 4-х месячные курсы (72 часа) обойдутся университету в ФОТ, равный всего 22…32 тыс. руб., а эффект может оказаться существенным. Здесь возможно также оказание дополнительных платных услуг – продажа пособий, обеспечение перевозки транспортом школьников Соликамска и Александровска на занятия и обратно, питание и т.д. Кафедра АТП могла бы в рамках такого проекта взять на себя подготовку к ЕГЭ по информатике, так как есть большой положительный опыт проведения таких курсов (несколько лет успешно работала «Школьная академия информационных технологий»).

Сложности с преподавательским составом испытывают также техникумы. В рамках встречных сетевых договоров можно, в какой то степени, оказать им содействие, а взамен получить необходимые площади, лабораторную базу, возможность неограниченной работы по привлечению выпускников СПО на сокращенную форму подготовки. Опыт нашей кафедры показывает, что без такой деятельности возникают затруднения с группами выпускников СПО. Например, стоило доценту нашей кафедры покинуть совместительство в Березниковском политехническом техникуме, где он в значительной степени обеспечивал подготовку по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение», как через несколько лет набор на ускоренную форму обучения по ИВТ пришлось закрыть за отсутствием желающих. Безусловно, следует глубоко изучить возможности сетевой формы, в том числе, финансовые – но раз эта тенденция в России есть и уже зафиксирована в стандартах, надо ей следовать, более того, добиваясь оплаты труда ППС филиала на стороне выше, чем в самом филиале. Кстати, ничего не мешает студента, поступившего в техникум, зачислить на заочное в бакалавриат в рамках программы типа «Техникум - ворота в ВУЗ», взымать с него 4 года демпинговую оплату с перезачетом мероприятий из техникума (не так уж сложно синхронизировать курсовые и распечатывать дважды с разными обложками), а затем год доучивать до ВКР бакалавра. Отчасти это решит проблему падения приведенного контингента БФ ниже 500 студентов: техникумов, где готовят ИВТ и АТП не так уж мало.

Снижение нагрузки доцентов за счет дотаций и сетевых форм может дать возможность «нагрузить» их научной работой – к сожалению, только в случае политической и административной поддержки свыше. Когда я в качестве эксперта Росаккредагентства проверял Набережночелнинский филиала Казанского ФУ, наряду с неприятностями, последовавшими за сменой статуса с института на филиал, сотрудники единодушно отметили следующее. Стоило ректору КФУ совершить целевой визит на «КамАЗ», в филиале сразу же появились договора – причем сумма договора на НИР порядка 15-20 миллионов рублей здесь не считается чем-то из ряда вон выходящим. Такова уж современная особенность России, в Верхнекамье усугубляемая вышеуказанными особенностями предприятий. С позиции профессора или заведующего кафедрой вести результативные переговоры с генеральным директором большого предприятия, принимающим решение о договоре, невозможно; практика показала, что даже наличие полного взаимопонимания на уровне ведущих специалистов совсем не гарантирует заключения поддержанного ими договора. Сумма в 8 миллионов, которая ставится целью перед БФ, для 4-х градообразующих предприятий Березников (не считая Соликамска) мизерная и слабоощутимая: чистая прибыль ПАО «Уралкалий» в 2013 г. составила $666 млн, ВСМПО – $7, 4 млрд. руб, ОАО ОХК «Уралхим» – $445 млн. руб. Следовательно, вопрос может и должен идти не только о насущных нуждах предприятий именно в НИР (см. перечень причин выше), но о небольшом (15-20 миллионов в год) вложении предприятий в свое кадровое будущее, причем, именно в той форме, в которой сейчас этого требуют министерство и государство. Договоренность о стабильном финансировании науки (или «науки») в течение нескольких лет даст возможность в БФ или (лучше) на кафедрах организовать НИЧ с небольшим количеством сотрудников. Оформление результатов хоздоговорных работ, осмысленный поиск грантов и оформление заявок на них, подготовка статей по требованиям журналов и конференций к опубликованию и отслеживание их продвижения, оказание (по мере приобретения компетенций в этом вопросе) услуг по продвижению Scopus- и WoS-статей «на сторону», неквалифицированная работа в рамках выполнения хоздоговоров – совершенно неполный перечень тех услуг, которые окажутся весьма востребованными и будут способствовать быстрому и качественному выполнению хоздоговоров и грантов, росту публикационной активности и цитируемости, активизации НИРС. В настоящее время в БФ подобная НИЧ вообще отсутствует, как и многое другое (например, нет заместителей декана по НИРС). В перспективе просматривается полезная положительная связь – чем свободнее ППС, тем больше НИР они могут сделать, тем больше денег можно выделить на НИЧ, тем свободнее ППС и т.п. В рамках такого процесса ППС кафедры способны на высоком уровне выполнять работы по моделированию и оптимизации химико-технологических объектов, анализу и синтезу систем управления, системному анализу и автоматизации организационных процессов, разработке уникального программного обеспечения (в т.ч. модулей существующих информационных систем).

Кроме того, в ходе НИР преподаватели естественным образом приобретают новые компетенции, создают публикабельный научный продукт (который остается только оформить в НИЧ и опубликовать), создается положительное «портфолио» достижений, облегчающее заключение следующих договоров. Особенно важны именно новые компетенции, знания и умения в профессиональной (не обязательно научной) области – например, в рамках нашей кафедры – поддержание навыка программирования (информационных систем или контроллеров), моделирования, статистической обработки и т.д., что может позволить участвовать не только в «чисто» научных, но и в проектных хоздоговорах. Внедрение (акты о внедрении) результатов научных работ на предприятиях дает надежную основу для обоснования практической значимости и последующих защит кандидатских и докторских.

В свете требований ФГОС-3+ важная роль в организации учебного процесса отводится электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) и, в частности, электронному портфолио обучаемых. Насколько я могу судить со своей позиции, такой системы в ПНИПУ сейчас нет. Тенденция развития обеспечивающего программного обеспечения (на примере АИС «Наука»), организационные сложности с его использованием показывают, что здесь есть необходимость решения проблем. Кафедра с 2007 года поддерживает работу информационной системы учета НИРС (разработчик – к.т.н., доцент Измайлова Е.В.), построенной на принципах минимализма и открытости для пользователей. Многолетняя успешная работа этой системы позволяет предполагать, что и многие другие проблемы могут решаться нашими ППС. В частности, еще с 2006 г. мы неоднократно предлагали разработать модуль электронной библиотеки, автоматизированно составляющий списки свежей литературы к РПД, модуль рубежного и текущего тестирования студентов (в т.ч. адаптивного), подсистемы расчета нагрузки, дистанционного образования, библиотеки (методичек) кафедры, учета и отчетности по НИД, учета курсовых работ/проектов и автоматизации документооборота по практикам, проведения дистанционных научных конференций и т.д. Более того, перечисленные (и не перечисленные) модули силами преподавателей и студентов спроектированы и в какой-то степени реализованы, отчеты о разработках зарегистрированы в ВНТИЦ/ЦИТИС, защищены две кандидатские диссертации по этой тематике. Однако такая работа не может быть бесплатной – это ведь тот же хозрасчетный НИР, только направленный на благо своего ВУЗа. Возможно, поэтому наши способности здесь остались невостребованными (кроме сделанной бесплатно ИС НИРС).

Осуществление приведенной выше стратегии развития кафедры в составе филиала, возможно, позволит преодолеть негативные тенденции и дать кафедре работать дружно, охотно и за высокую зарплату на благо всего университета.

 

 

 

Ключевые слова: политическая поддержка; общежитие; направления без выпуска; школа; техникум.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал