Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И востребованности проекта
«Откройся для Мира и Мир откроется для тебя» Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования культуры межэтнического общения независимо от того, будет ли регион моно- или поли национальным. Ведь только при наличии культуры общения возможно взаимопонимание между различными нациями и народами, формирование национального самосознания и эффективное развитие самих традиционных культур. Важнейшая социальная функция образования – быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа. А для этого необходим диалог культур, межэтническое общение. Сегодняшний студент сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50-70-х годов. Поэтому проблема общения молодежи различных национальностей приобретает особое значение. Действительно, в настоящее время все сильнее и сильнее проявляются националистические тенденции, объясняющиеся стремлением этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции и язык, утвердить современную культуру на личностном и групповом уровнях посредством национальных форм и символов. Но эти идеи, по своей сути прогрессивные и продуктивные для совершенствования учебно-воспитательных систем, воспринимаются крайне односторонне, вне контекста единого федерального образовательно-воспитательного и культурного пространства, вне принципа диалогичности воспитания. Последнее особенно важно для полиэтнических регионов, в которых формирование личности как представителя своего этноса напрямую зависит от степени гармонизации культурных интересов этноса и многонационального окружения. Диалог, культура межэтнического общения в полиэтнической культурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, противится развитию национальных культур. И то и другое одинаково отрицательно влияет как на развитие традиционных культур, так и на культуру межэтнического общения. В ТюмГНГУ ведется активная работа по привлечению иностранных студентов. По данным 2011-2012 учебного года в ТюмГНГУ (включая филиалы) по всем специальностям и направлениям обучаются 1237 иностранных студентов (программы ВПО, СПО, подготовительный факультет и дистанционного обучения). География стран, из которых приезжают на обучение студенты, очень обширна: Украина, Белоруссия, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Республика Армения, Республика Грузия, Латвия, Республика Молдова, Кыргызстан, Болгария, КНР, Колумбия, Гана, Монголия, Германия, Ирак, Великобритания и др. Исходя из этого, изучение традиций и культур разных народов имеет важное значение в учебно-воспитательном процессе вуза. Активизация связей и отношений между народами придает актуальность вопросу о культуре межнационального общения. Ее основными принципами необходимо признать толерантность, взаимное уважение, конструктивное взаимовыгодное сотрудничество. В противном случае неизбежны конфликтные ситуации и межнациональные столкновения и, как следствие, ухудшение социально-экономической, социально-политической и криминогенной ситуации. Таким образом, задача формирования у студентов, обучающихся в вузе, культуры межнационального общения, воспитания толерантности и уважения к особенностям разных этносов путем организации культурно-досуговой деятельности, несомненно, является актуальной и значимой.
|