Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перинатальные переживания






Трансперсональные переживания. Переживание выхода за пределы обычных для человека границ тела и эго. Трансперсональные переживания необычайно расширяют ощущение персонального тождества, включая в него элементы внешнего мира и других измерений реальности.

Большую группу трансперсональных феноменов можно описать на языке того, что швейцарский психиатр К. Г. Юнг называл коллективным бессознательным. Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и далеких предков. Мы можем испытать полное сознательное отождествление с другими людьми, группами людей, животными, растениями и даже с неорганическими объектами и процессами.

Психоделики. Одним из способов достижения ХСС являются психоделики. Для примера рассмотрим применение ЛСД[4]. Использование ЛСД в аналитической психотерапии базируется в основном на следующих психических эффектах.

Под воздействием ЛСД привычное видение мира претерпевает глубокие изменения. С этим связано ослабление или даже временное разрушение границ “Я-Ты”. Пациентам, увязшим в круговороте эгоцентричных проблем, можно, таким образом, помочь расслабить их фиксацию и изоляцию. Результатом может стать улучшение взаимопонимания с врачом и лучшая восприимчивость к психотерапевтическому воздействию. Повышенная внушаемость под воздействием ЛСД работает в том же направлении.

Другим важным качеством воздействия ЛСД, является склонность давно забытых или вытесненных переживаний снова возникать в сознании. Случаи травм, поисками которых занимается психоанализ, могут становиться более податливыми для психотерапевтического лечения.

ЛСД не действует как настоящее лекарство; он скорее играет роль вспомогательного препарата в психоаналитическом и психотерапевтическом лечении и служит для того, чтобы проводить лечение более эффективно и сокращать его длительность[1].

Одним из медицинских применений ЛСД, является его назначение умирающим. Эта практика возникла из наблюдений в американских клиниках, что особенно тяжелые болезненные состояния пациентов, больных раком, которые больше не облегчаются обычными болеутоляющими препаратами, могут смягчаться или совсем устраняться при помощи ЛСД. Разумеется, это не означает болеутоляющего эффекта в истинном смысле. Уменьшение чувствительности к боли возникает, скорее, потому что пациенты под влиянием ЛСД настолько отделены от своего тела, что физическая боль больше не проникает в их сознание.

Многочисленные случаи рассказывают о пациентах, которые приобрели на смертном одре важные прозрения относительно жизни и смерти, освобожденные от боли, в ЛСД экстазе, смирившиеся со своей судьбой, они встретили свой земной конец спокойно и без страха.

Конечно, пригодность и успешность использования ЛСД в психоанализе и психотерапии все еще являются предметом спора в кругу профессионалов. И успешное применение ЛСД в психоанализе и психотерапии предполагает особые знания и опыт.

2.3. Сон.

Согласно современным представлениям, сон не только отдых, но и работа, направленная на переработку самой различной информации. О том, что работа мозга во сне не прекращается, можно судить по сохраняющейся в состоянии сна его биоэлектрической активности.

Сон делится на фазы, которые чередуются в течение ночи. Так называемый медленный (глубокий) сон и быстрый сон, обычно именуемый фазой быстрых движений глаз, или БДГ- сном.

Известно также, что степень, или глубина, сна в нормальном состоянии не только различествует в зависимости от тех или других условий и периода или продолжительности сна, но и представляется далеко не одинаковою у различных лиц. Некоторые лица почти никогда не спят полным или глубоким сном, а засыпают лишь так, что малейший шорох их будит, и сон их скорее напоминает дремоту. Весьма многие спят не очень глубоким сном, в котором нерезкие внешние впечатления уже не воспринимаются, но в котором поражает обилие грез и сновидений. В некоторых случаях подобного рода даже легко удаются и внушения во сне. Наконец, в иных случаях человек засыпает весьма глубоким или так называемым “мертвым” сном, или “сном убитого”, в котором сновидений нет или их мало, и они не вспоминаются при пробуждении. (Бехтерев В.)

  1. Психика и организм.

Психика (от др.-греч душевный) – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Психика – результат сложной деятельности нервной системы, структурно-функциональной единицей которой является нейрон (нервная клетка).

Нейрон ( от др.-греч. волокно ) – электрически возбудимая ячейка, обрабатывающая и передающая информацию посредством электрических и химических сигналов.

Каждый нейрон состоит из тела клетки (или сомы), которое содержит ядро клетки. Из клеточного тела нейрона вырастают дендриты (короткие ответвления, воспринимающие нервные импульсы, идущие к нейрону) и аксон (длинный тонкий трубчатый отросток, передающий нервные импульсы от нейрона).

Нейроны образуют химические или функциональные связи с другими нейронами, составляя нейронную сеть (англ. biological neural network); точки сопряжения (контакта) нейронов сети называются синапсами.

Раздражение возбуждающих синапсов вызывает нервный импульс, идущий вдоль аксона. Сигналы распространяются от одного нейрона к другому с помощью сложной электрохимической реакции. Передача сигналов от органов чувств к головному и спинному мозгу осуществляется сенсорными нейронами, а от головного и спинного мозга к мышцам и железам – моторными нейронами.

Нерв – покрытый оболочкой пучок аксонов в периферической нервной системе, который является путем для электрохимических нервных импульсов, передающихся по каждому из аксонов к периферическим органам.

Нервная система человека и млекопитающих состоит из центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (черепномозговые и спинномозговые нервы, нервные сплетения).

Периферическая нервная система состоит из соматической нервной системы, которая передает сообщения к органам чувств, мышцам, кожному покрову и от них, и вегетативной (автономной) нервной системы, регулирующей деятельность внутренних органов, желез, кровеносных и лимфатических сосудов.

Головной мозг – центр нервной системы, физиологические функции которого заключаются в централизованном управлении всеми остальными органами тела. Головной мозг состоит из центрального ствола, лимбической системы и большого мозга.

К центральному стволу относятся:

· продолговатый мозг, в функции которого входят защитные рефлексы (кашель, чихание, глотание, рвота), жизненно-важные рефлексы (дыхание), регулирование сосудистого тонуса;

· мозжечок, функции которого – координация движений, регуляция равновесия и мышечного тонуса, мышечная память;

· таламус, отвечающий за перераспределение поступающей сенсорной информации (за исключением обоняния) к коре головного мозга;

· гипоталамус, регулирующий все функции организма (кроме сердечного ритма, кровяного давления и спонтанных дыхательных движений), а также эмоции и поведение человека.

Ретикулярная формация (от лат. rete – сеть) – структура, состоящая из более чем 100 небольших нейронных сетей ствола головного мозга и верхнего отдела спинного мозга, которая фильтрует поступающую сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга.

Находящаяся внутри таламуса лимбическая система участвует в регуляции функций обоняния и внутренних органов, контролирует инстинктивные поведенческие реакции, эмоции, память, играет важную роль в обучении.

Большой мозг (cerebrum) состоит из двух мозговых полушарий, покрытых извилистой корой, которая играет ключевую роль в осуществлении высших психических функций – памяти, внимания, восприятия, мышления, языка и сознания.

Левое полушарие головного мозга специализируется на экспрессивной и импрессивной речи, чтении, письме, вербальной памяти, вербальном и абстрактном мышлении, ориентировано на прогнозирование, правое же отвечает за зрительно-пространственную ориентацию, невербальную память, конкретное образное мышление.

Вегетативная (автономная) нервная система состоит из двух систем:

· симпатической, которая мобилизует нервную систему организма в стрессовых ситуациях, усиливая обмен веществ и повышая возбуждаемость тканей;

· парасимпатической, функции которой связаны с действиями, не требующими немедленной реакции (слюнотечение, слезотечение, мочеиспускание, пищеварение, дефекация).

Вегетативная нервная система играет важную роль в эмоциональных реакциях, потому что ее волокна опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез. Железы внутренней секреции (эндокринные железы) синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, влияющие на эмоциональное состояние и мотивацию.

На психику человека оказывает влияние его наследственность. Молекулярной единицей наследственности живого организма являются гены – участки ДНК и РНК, которые хранят информацию о создании и поддерживании клеток организма и передают генетические признаки потомству.

  1. Эволюционные предпосылки человеческой психики.

Особенности функционирования психики человека в значительной степени обусловлены ее эволюционным, историческим развитием.

Становление психики человека в эволюции шло под действием биологических (в большей степени на ранних этапах исторического процесса) и социальных (на более поздних) факторов. Хотя обе группы факторов в эволюции тесно переплетены, в истории человечества ведущую роль сыграли все-таки вторые, так как первые оказались более консервативными.

Эволюция мозга человека преимущественно шла в направлении увеличения объема головного мозга (от 500–600 см3 у австралопитеков до 1300–1400 см3 у современного человека). Этот процесс сопровождался ростом количества нейронов и усложнением связей между ними. Особенно бурно такие изменения происходили в коре больших полушарий. Если у низкоорганизованных животных основные площади в коре большого мозга заняты сенсорными и моторными зонами, то уже у приматов большого развития достигают ассоциативные зоны (неокортекс), которые объединяются кортико-кортикальными связями в единую интегративную систему мозга. Это, в частности, позволило нашим обезьяноподобным предкам освоить подражательную активность, которая, в свою очередь, помогла перейти к предметной деятельности, а затем – и к орудийной.

Совместная трудовая деятельность стимулировала развитие у человека ассоциативных зон, особенно лобных долей, и повлекла за собой формирование речи – второй сигнальной системы, присущей в развитой форме только человеку.

Речь – это отражение мыслительных процессов, протекающих в мозгу. Речь позволила человеку абстрагироваться от действительности, накапливать и передавать информацию друг другу и из поколения в поколение, то есть сама речь стала основой обучения и воспитания. Таким образом, именно речь стала основой социализации человека и в конечном итоге появления и развития цивилизации.

Поскольку возникновение речи тесно связано с двигательной активностью (особенно рук), ее развитие и в онтогенезе стимулируется движением.

Развитие речи привело ко все большей специализации в деятельности мозга. В результате у человека между полушариями мозга возникла функциональная асимметрия. Так, с речью, как правило, связано левое полушарие мозга, в то время как за вторым полушарием остались более древние биологические функции – эмоции и связанная с ними конкретно-образная оценка действительности.

Изменения функций головного мозга соответствовали эволюции генотипа человека и животных.

  1. Психика, поведение и деятельность.

Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении.

Поведение (англ. behavior, behaviour) – внешне проявляющаяся активность живых существ; сложный комплекс реакций организма на различные раздражители (стимулы) окружающей среды. Реакции организма могут быть внутренними / внешними, сознательными / подсознательными, явными / скрытыми, вольными / невольными.

Сложность поведения живых существ определяется уровнем их психического развития. Основные стадии развития психики животных:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал