![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Емельянов М.С
Мышление (англ. thought, thinking) – психический процесс, в ходе которого человек формирует психологические ассоциации (связи) и модели мира путем манипулирования информацией при создании концептов, решении проблем, анализе и принятии решений. По определению Р.Л. Солсо, мышление представляет собой процесс формирования новой мысленной репрезентации, включающий преобразование информации в ходе сложного взаимодействия мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач. Мышление связано с любой ментальной или интеллектуальной деятельностью, включающей субъективное сознание индивида. Мышление позволяет понимать и моделировать окружающую действительность, представлять и интерпретировать ее в соответствии с потребностями, желаниями, привязанностями, целями, задачами, планами. Мышление когнитивно, то есть происходит " внутренне", в уме, но о нем судят по поведению. Основные функции мышления: 1. понимание – осознание сущности объектов, их атрибутов, а также взаимосвязей и взаимозависимостей между ними; 2. целеполагание – порождение новых целей, программ поведения и деятельности; 3. целевыполнение – решение проблем, задач для достижения поставленных целей; 4. рефлексия – осознание субъектом своих внутренних действий, осмысление полученных результатов. Виды мышления – проявление специфики познавательных процессов при решении различных задач. Чем сложнее мышление, тем большее место в нем занимают психические процессы. Рассмотрим классификации видов мышления. 1. По генезису развития мышления в филогенезе и онтогенезе различают: · наглядно-действенное мышление – процесс формирования психологических ассоциаций и моделей мира путем манипулирования материальными, непосредственно воспринимаемыми предметами (присуще детям с рождения до 1, 5 лет); · наглядно-образное мышление – процесс преобразования перцептивных образов в образы представления, последующей трансформации, модификации и обобщения их предметного содержания (формируется с 1, 5 до 7 лет); · абстрактно-логическое (синонимы: дискурсивное, словесно-логическое, вербально-логическое, абстрактно-понятийное, отвлеченное) мышление – мышление, функционирующее на базе средств языка, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями (формируется с 7 лет); 2. По характеру решаемых задач различают следующие виды мышления: · теоретическое – мышление, опирающееся на логические суждения, умозаключения и выводы, которое направлено на выявление проблем, формулировку гипотез, постановку и решение задач, опосредованно связанных с практикой; · практическое – мышление, включенное в решение практических задач; 3. По степени развернутости выделяют виды мышления: · дискурсивное (абстрактно-логическое) – речевое мышление на основе логических суждений; · интуитивное – мышление на основе чувственных восприятий, функционирующее на уровне бессознательного (за рамками сознательного понимания); 4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: · продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения. · репродуктивное (нетворческое) – мышление на основе образов и представлений, воспроизводящих уже известные способы деятельности; Конвергентное мышление (от лат. convergero – приближаться, сходиться) – мышление, ориентированное на поиск единственного наилучшего правильного решения проблемы; характеризуется скоростью, точностью, логикой, эффективным использованием известных методов и техник на основе накопленной информации. Дивергентное мышление (от лат. divergero – расходиться) – мышление, ориентированное на творческий поиск решения проблем путем генерирования и оценки множества различных вариантов; имеет веерообразный, разветвлённый, спонтанный характер. Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие (англ. concept, от лат. conceptum – что-то постигаемое) – ментальный символ (которые иногда рассматриваются как абстрактные сущности), используемый для обозначения класса объектов, характеризуемых общностью специфических свойств (признаков, характеристик). Суждение (англ. proposition) – повествовательное предложение, отражающее взаимосвязи между объектами, их свойствами и признаками в форме высказывания, которое может быть истинным или ложным. Суждения могут формироваться непосредственно (на основе восприятия) и опосредованно (при помощи умозаключений). Умозаключение (рассуждение) – процесс и результат извлечения (вывода) из исходных суждений, являющихся предпосылками, нового суждения, которое называется заключением. Индукция (от лат. inductio – наведение) – умозаключение, полученное путем вывода из конкретных фактов общих положений, принципов, правил (от частного к общему). Дедукция (лат. deductio – выведение) – умозаключение, полученное путем вывода частного суждения из общего по правилам логики. Аналогия (др.-греч. соотношение) – познавательный процесс передачи информации / смысла от одного объекта (аналога) на другой конкретный объект (цель); в узком смысле – умозаключение, полученное путем логического вывода частного суждения из другого частного суждения на основе некоторых элементов сходства. Умственные действия (англ. mental actions) – действия с образами, представлениями и понятиями, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на внешние средства. Мыслительные операции, составляющие основу мыслительной деятельности человека: 1. анализ (от др.-греч. разложение, расчленение) – разделение объекта на отдельные составляющие с целью получения нового знания или углубления понимания существенных свойств, связей и отношений между ними. 2. синтез (от др.-греч. соединение, связывание) – объединение отдельных сущностей в единое целое – систему, которая приобретает новые свойства, не присущие ее составляющим (операция, обратная анализу); 3. обобщение (англ. generalization) – расширение понятия путем рассмотрения его на более высокой ступени абстракции, переход от частного к общему понятию, имеющему более широкий объем и менее конкретное содержание. 4. конкретизация (англ. specialization) – перенос знания об общем понятии на частное понятие более узкого объема с более конкретным содержанием (операция, обратная обобщению); 5. сравнение (англ. сomparison) – качественное / количественное сопоставление свойств объектов для выявления сходств и различий между ними; 6. абстрагирование (англ. abstraction) – сокращение информационного содержания понятия / наблюдаемого явления путем выделения и независимого рассмотрения его отдельных свойств; Мыслительный процесс направлен на решение определенной задачи. Этапы решения задач: 1. Изучение условий задачи, определение того, что дано, и что необходимо найти. 2. Разработка стратегии решения задачи, включая общий план предполагаемых действий. 3. Выбор конкретного метода (способа, инструмента) и поиск решения. 4. Оценка полученных результатов. В процессе решения задачи используются различные стратегии, например: · случайный перебор (" метод проб и ошибок") – из некоторого множества возможных вариантов решения случайным образом выбирается какой-то один, который затем подвергается оценке; перебор и оценка различных вариантов осуществляется до тех пор, пока не будет найдено правильное решение; · систематический (полный) перебор – поиска решения исчерпыванием всех возможных вариантов; · рациональный перебор (" последовательное приближение") – оптимальное решение задачи находится путем отсева подмножеств допустимых решений, заведомо не содержащих оптимальных решений.
Мышление (англ. thought, thinking) – психический процесс, в ходе которого человек формирует психологические ассоциации (связи) и модели мира путем манипулирования информацией при создании концептов, решении проблем, анализе и принятии решений. Часто мышление заменяют другим словом – " интеллект ". Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание) – это · самые общие психические способности (включая способность осознавать себя, рассуждать, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, общаться, быстро учиться и учиться на собственном опыте), позволяющие человеку понимать окружающую среду и эффективно в ней адаптироваться; · результат процесса приобретения, хранения в памяти, поиска, объединения, сравнения и использования в новых контекстах информации и когнитивного опыта. Для оценки общего интеллекта g (англ. general intelligence) выделены следующие показатели: · подвижный интеллект Gf (англ. fluid intelligence) – общие способности логически мыслить, анализировать и решать проблемы в новых условиях; · кристаллизовавшийся интеллект Gc (англ. crystallized intelligence) – способность использовать накопленный объем знаний и опыт на практике и передавать другим; · математические способности Gq (англ. quantitative reasoning) – способность понимать количественные понятия и отношения и манипулировать числами; · способность читать и писать Grw (англ. Reading and writing ability) – основные навыки чтения и письма; · кратковременная память Gsm (англ. short-term memory) – способность воспринимать и хранить оперативную информацию и использовать ее в течение нескольких секунд; · долговременное хранение и воспроизведение информации Glr (англ. long-term storage and retrieval) – способность хранить информацию и свободно извлекать ее в процессе мышления; · зрительная обработка Gv (англ. visual processing) – способность воспринимать, анализировать, синтезировать и мыслить визуальными образами, в том числе возможность хранить и воспроизводить визуальные репрезентации; · слуховая обработка Ga (англ. auditory processing) – способность анализировать, синтезировать и распознавать звуковые стимулы, в том числе способность обрабатывать и различать звуки речи, которые могут быть представлены в искаженном виде; · скорость обработки Gs (англ. processing speed) – способность автоматически выполнять когнитивные задачи, в частности, в сложных ситуациях, требующих концентрации внимания; · время / скорость реакции / принятия решения Gt (англ. decision/reaction time/speed) – время, необходимое для отклика на стимул или задачу (измеряется в секундах или долях секунды, в отличие от Gs, которая обычно измеряется с интервалом в 2 -3 минуты).
|