Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особые расстановкиСтр 1 из 56Следующая ⇒
Bert Hellinger ORDNUNGEN DES HELFENS Carl-Auer-Systeme Verlag 2006 Берт Хеллингер ПОРЯДКИ ПОМОЩИ Институт консультирования и системных решений Москва 2006 Перевод с немецкого: Анастасии Соколовой Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев Хеллингер Б. Порядки помощи. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2006. — 242 с. Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и преследуется по закону. Опубликовано по соглашению с автором. Умение оказывать помощь — это искусство. Как и любое другое искусство, оно требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться. Человек помогающий должен чувствовать того, кому оказывает помощь, и понимать, что с ним происходит. Кроме того, он должен понимать, уместна ли и возможна ли помощь данному человеку, и осознавать границы своих возможностей и последствия своих действий. Эта книга написана на основе материалов обучающих семинаров Берта Хеллингера — создателя метода системной семейной расстановки. В ней приведено множество примеров краткосрочной терапии с использованием различных подходов. Книга адресована в первую очередь тем, кто в силу своей профессии призван помогать другим людям: врачам, психотерапевтам, сотрудникам различных социальных учреждений, учителям, священникам, консультантам. Но «помощь» — общечеловеческое понятие, а потому прочитать книгу будет полезно самому широкому кругу людей, в том числе всем родителям. ISBN 5-91160-004-8 ©B.Hellinger, 2006 © Институт консультирования и системных решений, 2006 © А. Соколова, перевод, 2006 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие научного редактора........................................... 10 Мудрость.....................................................................................13 Об этой книге............................................................................ 14 Введение и обзор: помогать, что это значит?........................16 Помощь как компенсация.................................................16 Первый порядок помощи..................................................17 Второй порядок помощи.......................................................18 Изначальная картина помощи..........................................19 Третий порядок помощи....................................................20 Четвертый порядок помощи..............................................22 Пятый порядок помощи....................................................23 Особое восприятие..............................................................23 Наблюдение, восприятие, понимание, интуиция, созвучие.................................................................................25 Обучающий курс в Кёльне, ноябрь 2002................................27 «Круг»....................................................................................27 Ребенок, страдающий психозом.............................................27 Психоз как недуг системы................................................28 Свет и тьма..........................................................................29 Послесловие..........................................................................35 Преимущество новой системы...............................................35 Помощь по ту сторону от переноса и контрпереноса...............37 Перенос и контрперенос....................................................38 Мужество к восприятию..........................................................40 Ангел-хранитель.........................................................................40 Системная эмпатия...................................................................42 «Мы отпускаем вашего отца».................................................43 Системная позиция...................................................................45 Навязчивое мытье...............................................................46 Другая помощь.....................................................................47 Вопросы......................................................................................48 Перенос и контрперенос у детей.....................................49 Как обращаться с насилием.............................................49 Ребенок..................................................................................51 Внутренний рост..................................................................51 Понимание.................................................................................53 О краткосрочной терапии..................................................53 Страх............................................................................................54 Место помощника.....................................................................55 Достоинство................................................................................56 Меньше — значит больше.......................................................59 Осторожность.............................................................................60 Зависимость................................................................................63 Смерть.........................................................................................65 Решение как достижение: депрессия....................................66 Отход...........................................................................................68 Заключительное замечание: душа дарит.........................69 Обучающий курс в Пальма де Майорка, декабрь 2002.........70 Наркотическая зависимость........................................................70 Маниакально-депрессивный психоз......................................72 Юноша, страдающий психозом..............................................73 Промежуточное наблюдение: широкая душа.................77 Что приводит к психозам..................................................78 Медитация: примирение....................................................79 Негодование...............................................................................80 Смертельная игра......................................................................81 Контроль.....................................................................................82 «Иди к мужчинам»...................................................................85 Упражнение: родители........................................................86 Беспокойный ребенок..............................................................86 Заключительное замечание: благословение и проклятье...........................................................................88 Особые расстановки Из курса в Риме, май 2002......................................................90 Двойной тиннитус (ушной шум)................................................90 Из курса в Афинах, сентябрь 2002.........................................93 Тайная любовь...........................................................................93 Из курса в Стокгольме, сентябрь 2002..................................95 Аутизм.........................................................................................95 Послесловие.........................................................................101 Из обучающего курса в Форт Лаудердале, 2003.................102 Множественные нарушения личности.................................102 Обучающий курс в Бад Нойхайме, 2003...............................104 Другая помощь.....................................................................104 «Круг»....................................................................................105 «Теперь я рада, что больна»...................................................105 Искупление...........................................................................108 Любовь, которая больше....................................................109 Внимание..............................................................................111 Вина............................................................................................. 111 Другая семейная расстановка............................................113 Рак...............................................................................................115 Смерть........................................... '........................................117 Огонь...........................................................................................117 Ряд предков..........................................................................119 Серьезность................................................................................121 Супервизия для пары, которая сама проводит расстановки..........................................................................124 Промежуточное замечание. Опасности супервизии......126 Любовь помощника.............................................................128 Множественные нарушения личности. Отец служил в СС.......................................................................................129 Медитация: преступник и жертва....................................130 «Я позабочусь о матери».........................................................131 Отношения троих (треугольник)............................................132 Стратегическая помощь...........................................................133 Радость..................................................................................134 Помогать системно...................................................................135 Основная позиция...............................................................139 Когда умершие не отпускают.................................................141 Конец.....................................................................................143 Наилучшее место......................................................................143 Верность.......................................................................................145 Место силы................................................................................146 Вопросы.................................................................................148 Личное, системное, судьбоносное....................................148 Движение продолжается.....................................................149 Нетренированные участники.............................................150 Свободное пространство.....................................................150 Абортированные дети..........................................................151 Заключительное слово........................................................152 Обучающий курс в Зальцбурге, май 2003.............................153 Обучение...............................................................................153 Спасение.....................................................................................154 Смерть.........................................................................................156 Потерянный сын.......................................................................158 Помогать системно..............................................................160 Судьба....................................................................................162 Решение......................................................................................162 Ты моя судьба...........................................................................165 Бессилие.....................................................................................167 Поход на кладбище с ребенком............................................170 Завершенность счастья.......................................................171 Помощь помимо помощника............................................172 Покой умерших.........................................................................173 Промежуточное замечание: Любовь к судьбе................175 «Я ничего не скажу» (Икота).................................................176 Благословение............................................................................179 Хорватия и Сербия...................................................................180 Мысли на прощание..........................................................183 Обучающий курс в Цюрихе, июнь 2003................................185 Искусство помогать.............................................................185 Грусть..........................................................................................186 Отношения троих......................................................................190 Помогать системно..............................................................194 Обвинения............................................................................195 Терапевтические отношения..............................................195 Русский......................................................................................195 Помощь на службе примирения......................................198 Послесловие.........................................................................199 Цыгане........................................................................................200 Скорбь, которая разрешает................................................202 Правильное.................................................................................203 Основы помощи..................................................................206 Послесловие.........................................................................206 Прощание с переносом......................................................207 Достоинство................................................................................208 Аборты и их последствия..................................................210 Общность судеб...................................................................212 Потерянная душа......................................................................214 Спасение.....................................................................................216 Исцеляющий шаг......................................................................219 Страхи....................................................................................224 «Мы посмотрим на них».........................................................224 Выход..........................................................................................225 Исповедь.....................................................................................227 Гримаса.......................................................................................228 Умереть вместо другого...........................................................231 Помощник — воин..............................................................233 Порядок......................................................................................234 «Любовные» письма..................................................................235 Отход...........................................................................................237 Согласие......................................................................................238 Медитация «Я здесь»..........................................................239 Перспектива.........................................................................240 История «Путь»..................................................................240 ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Спрос на психотерапию и консультирование в нашей стране постоянно растет. Однако, далеко не все психотерапевты и консультанты умеют быстро и грамотно помогать. В этой книге Берт Хеллингер рассказывает и показывает, как это можно делать. Каким образом должны быть построены терапевтические отношения — отношения между клиентом и психотерапевтом, — чтобы они приносили наибольшую пользу как клиенту, так и самому психотерапевту или консультанту. Эта книга — наглядная демонстрация применения принципов системно-феноменологического подхода к процессу помощи. Через многочисленные живые примеры из собственной практической работы с клиентами и помощниками Б. Хеллингер показывает, как это нужно делать. Используя метод семейной расстановки, он просто и элегантно показывает, что действительно помогает, когда необходимо остановиться и прервать процесс помощи, а в каких случаях помощь неуместна и даже вредна. Эта книга многому научит психотерапевтов, консультантов и других помощников, т. к. в ней кроме описания самих порядков помощи показан сам процесс терапии и большое количество коротких, но очень эффективных интервенций из практической работы мастера. Для поиска решения Б. Хеллингер максимально использует ресурсы самого клиента и его родовой системы. Семейные расстановки в его исполнении сфокусированы на сути проблемы клиента и обращены непосредственно к душе. А когда речь идет о сути, душа реагирует мгновенно и клиент включается в процесс на очень глубоких уровнях бессознательного. Тогда решение можно найти очень быстро. Простые читатели, которые являются «потребителями» помощи, также могут многое почерпнуть из этой книги. Ав- тор на конкретных примерах показывает, что терапия может быть очень сжатой и короткой. Терапевт лишь указывает направление изменений, делает вместе с клиентом первый шаг, остальное клиент в состоянии сделать сам, если он доверится движению своей души. Клиента, знающего порядки помощи и понимающего как работает семейная расстановка, уже не так просто поймать в ловушку длительной терапии по модели «ребенок-родитель». Ведь когда между клиентом и терапевтом возникают подобные терапевтические отношения, то такая терапия может длиться годами и зачастую ни к чему не приводит. Это, к сожалению, не редкость. Клиенты, попавшие в такие отношения, долго злятся на своих терапевтов так же, как на своих родителей. Еще одна распространенная ловушка для клиента — это когда терапевт делит окружение клиента на «хороших» и «плохих» людей. Тогда во всем, что происходит с клиентом, виноваты «плохие люди» и клиенту не нужно самому меняться, ведь его ответственности за то, что с ним происходит — нет, он просто жертва обстоятельств. Тогда нужно приходить к терапевту или консультанту всякий раз, когда тебе плохо и жаловаться на «несправедливость» мира. Так терапевтические отношения превращаются в многолетние «успокаивающие поглаживания» клиента со стороны терапевта. Прочитав эту книгу, читатель, обращающийся за помощью, сможет избежать этих и многих других ловушек терапевтических отношений. В заключение скажу еще об одной ловушке, в которую нередко попадаются доверчивые клиенты, а также те, кто хочет быстро обучиться системно-феноменологическому подходу и методу семейной расстановки. В настоящее время некоторые «терапевты» и «консультанты», видя популярность системного подхода, называют себя «учениками» Б. Хеллин-гера, Г. Вебера или других известных системных терапевтов и начинают работать с клиентами или хуже того — обучать методу, не имея при этом необходимой подготовки и сертификации. Не надо объяснять к каким последствиям это приводит. Поэтому кратко расскажу, как этой ловушки можно избежать. По правилам IAG (Международного общества системных решений по Б. Хеллингеру) работать с клиентами методом расстановки могут только те терапевты или консультанты, которые прошли длительную программу обучения (не менее 240 часов) у международно-признанных сертифицированных тренеров IAG или Института Хеллингера. Поэтому поинтересуйтесь у вашего терапевта или консультанта, где и у кого он обучался и имеет ли он сертификат. Обучать системно-феноменологическому подходу и методу расстановки могут только опытные тренера, сертифицированные этими же организациями. После международной сертификации они должны иметь стаж практической работы не менее трех лет в области системных расстановок. Обучение может быть признанно, если оно проводится в институте, имеющим допуск IAG по программе, выполняющий все критерии качества установленные IAG, и сертифицированными тренерами. В России институт соответствующий всем вышеперечисленным критериям и имеющий допуск — это Институт консультирования и системных решений (ИКСР) и именно здесь можно получить международно-признанное образование. Понятно, что для русскоязычного пространства этого мало, поэтому в сентябре 2007 года наш институт организует первый в России Международный конгресс, посвященный системно-феноменологическому подходу и системным расстановкам. На нем будут присутствовать ведущие специалисты в этой области. Это уникальная возможность увидеть и познакомится со звездами в этой области, непосредственно поучаствовать в работе их семинаров и мастерских и, конечно, найти среди всего этого многообразия свое хорошее место. Михаил Бурняшев — к.п.н., сертифицированный тренер IAG, системный психотерапевт
|