![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Помогать системно. Хеллингер (обращаясь к участнику): Теперь радостно перейдем к твоей проблеме
Хеллингер (обращаясь к участнику): Теперь радостно перейдем к твоей проблеме. О чем идет речь? Участник: Речь идет о ребенке, над которым установлена опека, ему 14 лет. Он разрывается в разные стороны — не может решить, искать ли ему его родную мать или (как он сам выражается) «выбросить ее на помойку». Это его выражение меня очень взволновало. Хеллингер: А что с его отцом? Участник: У него с отцом хороший контакт, хотя видятся они редко. Его опекуны очень открыты и отзывчивы. Я назначен ведомством по делам молодежи в качестве помощника в воспитании и должен их консультировать. Хеллингер: А почему ребенок не живет с отцом? Участник: Ведомство по делам молодежи изначально забрало его от родителей, потому что его мать сильно злоупотребляет алкоголем, а отец применял к нему насилие. Хеллингер: А как сейчас себя ведет отец? Участник: Я точно не знаю. Я только знаю, что опекуны сделали возможным его контакт с отцом и что они видятся раз в месяц или раз в два месяца. Во время этих встреч отец ведет себя спокойно, как говорят опекуны. Но с матерью вопрос: я не могу решить, стоит ли мальчику искать ее? Так как мать пытается влиять на ребенка, очерняя его отца в письмах. До сих пор она не пришла ни на одну встречу из тех, что были назначены. Она просто не приходила. Хеллингер: Если дать всему этому подействовать на нас, то кажется, что проблема в матери. Участник: Да. Хеллингер: Мать должна быть нашей клиенткой. Участник: Я думаю, да. Хеллингер: Если мы сможем что-то сделать для нее, то она сможет что-то сделать для сына. Участник: Цель моего прихода сюда — определиться, что сказать опекунам: способствовать ли контакту мальчика с матерью или контакт с ней для него нежелателен, потому что вредит мальчику. Хеллингер (обращаясь к группе): Мы видим пример того, как нас учили поступать. Я, напротив, хотел бы сделать акцент на другом. Обращаясь к участнику: Мы может показать это на твоем примере. Обращаясь к группе: Он имеет дело с опекунами и смотрит на них. Обращаясь к участнику: А на что смотрю я? Участник: На мальчика и на его мать. Хеллингер: Я смотрю на всю систему. Когда смотришь на всю систему, видишь, кто в первую очередь нуждается в помощи. Тот и получит мою любовь в первую очередь. А это всегда тот, кого проклинают. Понимаешь? Оба смеются. Хеллингер: Если ты примешь в свое сердце мать и посмотришь на все с этой стороны, ты просветлеешь. Это было видно сейчас по тебе самому. Участник: Да, все действительно стало совершенно по-другому. Я сделался адвокатом мальчика и не видел его мать. Это правда. Хеллингер (обращаясь к группе): Если смотреть и наблюдать системно, то наступает определенное просветление, потому что видишь, где скорее всего можно найти решение. Обращаясь к участнику: Так? Давай будем работать в этом направлении? Участник: Согласен. Хеллингер: Тогда мы поставим мать и посмотрим, что будет. Хеллингер выбирает заместительницу для матери и ставит ее. Мать смотрит на пол. Хеллингер (обращаясь к участнику): Сразу видно, что она в плену и в плену у кого-то, кто умер. Положи этого умершего в расстановку, но сначала почувствуй, кто это — мужчина или женщина. Участник выбирает женщину и просит ее лечь перед матерью на пол, на спину. Хеллингер (обращаясь к участнику): Я бы сделал то же самое. Показывает на мать: Видишь, как она дрожит? Теперь ты тоже начинаешь ей сочувствовать. Через некоторое время мать опускается перед умершей на колени. Хеллингер (обращаясь к участнику): Теперь видно, что не хватает кого-то еще. Ты это видишь? Участник качает головой. Хеллингер: Дальше ничего не происходит, это значит, что кого-то не хватает. Как ты думаешь, кого я поставлю еще? Почувствуй, кого не хватает? Участник: Ее отца? Хеллингер: Я поставлю мальчика. Чувствуешь разницу в силе? Участник: Нет. Хеллингер: Ничего, мы же учимся. Если добавить мальчика, мать станет чувствовать себя по-другому. Хеллингер выбирает заместителя для мальчика и ставит его в расстановку. Мать начинает беспокоиться. Хеллингер (обращаясь к участнику): Встань рядом с матерью. Обращаясь к заместителю мальчика: Что изменилось для тебя? Заместитель мальчика: Контакт значительно усилился после того, как он встал сюда. Хеллингер (обращаясь к участнику): Теперь мальчик на своем месте. Участник кивает. Через некоторое время мальчик подходит к своей матери. Та встает. Они становятся напротив и смотрят друг на друга. Когда мальчик подходит к матери, участник немного отходит и становится на другую сторону. Хеллингер (обращаясь к группе): Смотрите, как здорово он это сделал. Мальчик подходит ближе к матери. Та обнимает его. Они нежно обнимаются. Через некоторое время мальчик высвобождается из объятий и смотрит на мать, улыбаясь. Хеллингер: Я думаю, мы можем прервать. Обращаясь к участнику: Поразительно, какое действие оказывает принятие в сердце исключенного персонажа. Участник: Я социальный педагог. Я часто спрашиваю себя, а что могут и чего не могут вынести дети? Они могут вынести правду в соответствующей форме, способны увидеть то, что произошло на самом деле. Хеллингер: Совершенно верно. Тогда мальчик свободен от тебя, а ты свободен от него. Это радостно. Хорошо, это все. Это была прекрасная работа. Обращаясь к группе: Следование порядкам помощи предполагает, что помогать нужно системно. Это значит, что любовь, которую мы вкладываем в нашу работу, принадлежит всей системе. Мы должны представить себе всю систему и почувствовать, где наша любовь наиболее необхо- дима и действенна. Для этого нужно отвести свое внимание от клиента. Это очень непростой шаг — не позволить себе остаться в плену у самого клиента. Уходя от клиента к более широкому, мы внутренне освобождаемся. И клиент освобождается от нас, что позволяет ему пойти к исключенному. Однажды я написал один афоризм: «Самые ценные сокровища охраняет самый свирепый дракон». Чтобы добраться до этих сокровищ, нужно приблизиться к дракону и поцеловать его.
|