![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когда умершие не отпускают
Участница: Речь идет о девочке. Ей 11 лет и у нее заболевание почек. В семье еще двое младших детей. Мать умерла от опухоли мозга. Хеллингер: А кто к тебе обратился? Участница: Отец. Хеллингер: Если вчувствоваться в ситуацию, о ком идет речь? Кому плохо? Участница: Девочке. Хеллингер: Отцу. Участница: Да, это так. Хеллингер: Итак, расставим мать и отца. Хеллингер ставит заместителей матери и отца друг напротив друга. Мать смотрит на пол и сжимает кулаки. Хеллингер (обращаясь к группе): Посмотрите на ее кулаки. Через некоторое время, обращаясь к участнице: Опухоль мозга была для нее благом. Через некоторое время мать разжимает кулаки и смотрит вверх. Хеллингер (обращаясь к участнице): Чтобы мы могли продвинуться дальше, ей нужно лечь на пол. Так станет однозначно понятно, что она умерла, и мы сможем посмотреть, что происходит. А пока она стоит, мы видим ситуацию до ее смерти. Хеллингер просит мать лечь на пол, на спину. Та ложится и раскидывает руки в стороны. Хеллингер (обращаясь к группе): Видите, какое наступило облегчение. Сначала мать смотрит на мужа. Потом она отворачивает голову в другую сторону. Хеллингер ставит заместительницу девочки в поле зрения матери. Через некоторое время мать начинает смотреть вверх, сжимает кулаки (руки раскинуты в стороны) и начинает стучать ими по полу. Хеллингер (обращаясь к группе): Здесь мы с вами видим, как умершие иногда «цепляются» за живых, не отпуская их. Она тянет дочь за собой в смерть. Через некоторое время отец садится на пол. Дочь начинает сильно дрожать всем телом. Позднее отец ложится рядом с матерью. Хеллингер (обращаясь к дочери): Посмотри на мать и скажи ей: «Мама, спасибо, что дала мне жизнь». Дочь (очень взволнованно, дрожит): Мама, спасибо, что дала мне жизнь. Хеллингер: Скажи это спокойно и с любовью. Дочь (дрожит): Мама, спасибо, что дала мне жизнь. Мать тяжело вздыхает, закрывает глаза и складывает руки на груди. Хеллингер (обращаясь к группе): Теперь она закрыла глаза и успокоилась. Обращаясь к дочери: Скажи ей: «Я уважаю тебя». Дочь: Я уважаю тебя. Дочь смотрит на мать. Затем Хеллингер отводит ее в сторону. Она тяжело дышит и улыбается Хеллингеру. Хеллингер: Хорошо. Обращаясь к матери: Что ты чувствуешь? Мать: Я спокойна. Хеллингер (обращаясь к отцу): А ты? Отец: Я снова могу стать живее. Хеллингер: Теперь ты можешь встать. Отец встает. Хеллингер подводит к нему дочь. Они смотрят друг на друга и так стоят некоторое время. Хеллингер (обращаясь к заместителям): Спасибо вам всем. 142 Обращаясь к группе: В трудных ситуациях нужно дать место благодарности, тогда «спасибо» действует как солнце на снеговика. Обращаясь к участнице: Хорошо? Участница: Спасибо тебе большое. Конец Я бы хотел немного коснуться одной особой темы. Эта тема звучит так: «Конец». Нет ничего прекраснее конца. Почему? Потому что после конца всегда бывает новое начало. Когда помогаешь, очень важно вовремя закончить. Иногда я представляю себе художника, который написал прекрасную картину, но не может остановиться и продолжает писать и писать до тех пор, пока картина не станет безнадежно испорчена — ее можно просто выкинуть. Итак, нужно уметь вовремя закончить. А когда это «вовремя»? Когда всем стало достаточно. И помощнику, и клиенту. Тогда нужно остановиться. Но когда им будет «достаточно»? Когда приходит время закончить? В момент, когда концентрация сил максимальна. Есть известное изречение: «Вставать из-за стола нужно с чувством легкого голода». Перестать есть нужно тогда, когда тебе вкуснее всего». Это относится и к помощи- Своевременное окончание высвобождает силы и делает участников свободными. Клиента — от помощника, а помощника — от клиента.
|