Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идеи, лежащие в основе современных подходов к логико-математическому развитию дошкольников
Современное состояние методики логико-математического развития дошкольников
Цели развития:
Активизация познавательного интереса, активности, самостоятельности, инициативы, развитие критичности ума и т.п.
| Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей (логических операций: сравнения, анализа, сериации, классификации; умений выделять, называть, обследовать свойства; преобразовывать, трансформировать, выбирать несколько решений проблемной ситуации и т.п.)
| Освоение средств и способов познания (экспериментирования, моделирования, счета, измерения, вычисления, сравнения и т.п.)
| Обогащение логико-математического опыта (накопление начальных логико-математических представлений, освоение умений и действий)
|
Идеи, лежащие в основе современных подходов к логико-математическому развитию дошкольников
Идеи
| Как реализуется на практике
| Идеи теории сенсорного развития (А.В. Запорожец, Б.Д. Эльконин, и др.)
| Осваиваются сенсорные эталоны, организуется обследование формы предметов, фигур, размеров, движение в пространстве и т.п.
| Взаимосвязи чувственной и логической ступени познания
| Распределение содержания: в младшем – сенсорный опыт – к старшему возрасте- усиление логического момента. В освоении любого свойства данная связь представлена - сначала –выделение элементов множества, группировка и т.п., потом переход к вычислениям в умственном плане.
| Теории поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин)- счет, измерение, вычисление, развитие логических операций.
| Сначала все выполняет практически, развернуто, потом – во внутреннем плане. Считает – дотрагиваясь до предмета- потом только называя громко, а затем – «про себя».
| Взаимосвязь эмоциональных и познавательных моментов («Чувствовать –познавать, творить»; познавательные эмоции (Михайлова, Л.М. Кларина..
| Все через интерес, эмоции, увлекательные формы (проблемные ситуации, головоломки ит.п.).
| Разделы содержания (6): освоение:
форм и геометрических фигур
| величин (размеров, массы) и измерения
| пространственных отношений
| временных отношений
| количества, числа
| развитие логических операций
| 1направление: для ориентировки в окружающем мире (знание форм)
2направление: развитие геометрического мышления и подготовка к освоению геометрии в школе (фигуры, элементы- сторона, вершина, угол и т.п.)
| 1 направление: развитие восприятия размеров, освоение действий и терминов (выделение-называние-обследование-сериация и классификация- определение зрительное «На глаз» размеров, пропорций и т.п.)
2 направление: освоение измерения (эталонов, правил и действий измерения)
| Традиционно– 6 видов ориентировок(на себе, от себя, от другого предмета, между предметами, на плоскости, в трехмерном пространстве
По методике Л.А. Венгера –ориентировка посредством использования планов.
| 4 вида ориентировок:
в частях суток, календарном времени (иерархия: дни недели- месяцы –год); развитие чувства времени (ориентировка по циферблату часов, знание эталонов времени, прогнозирование числа выполненных действий за единицу времени); временная последовательность (сначала-потом, выкладывание картинок и т.п.)
| Освоение множества, количественных представлений, счета, представлений о числе (состав, натуральный ряд чисел, транзитивность), вычислений (задач и примеров: составление, решение).
| 1направление: решение логических задач: Михайловой, А.З. Зака, В.Г. Гоголевой («найди отличия», «поиск 9», «какая фигура лишняя?» (ср.-ст. возраст);
2 направление: освоение функциональных зависимостей (по типу мультика«38 попугаев»; как поделить торт на 3-6 частей (и какая часть будет больше»?; монетами и их достоинством и т.п.
3 направление: освоение принципа сохранения количества, величины (Задачи Ж.Пиаже): переливание, пересыпание, сдвигание и т.п.
|
|