Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурные суперсистемы. В современном мире четко просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимо­действующие






В современном мире четко просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимо­действующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целос­тность): Запад и Восток. Запад и Восток как две мировые тра­диции выявляют свои различия при решении коренных вопросов бытия: 1) в отношении к личности западный че­ловек основывает видение мира на себе самом, будто он есть его начало и творец, а Восток основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни, культивирует идею отказа от личного «Я» в пользу без­личного абсолюта; 2) отношение к миру, к реальности: Запад склонен подчеркивать активное отношение че­ловека к условиям своего существо­вания, к внешнему миру, в том числе и социальному; Восток скорее пред­почитает доктрину «недеяния» во внешнем мире, уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бы­тия человека; 3) в отношении к возможностям разу­ма: для Запада характерна ни перед чем не останавливающаяся рацио­нальность, открытая силе логической мысли и эмпирической данности, прагматизм; Восток тяготеет к интуи­тивному познанию, чем обусловлено внимание к медитации и самовнуше­нию.

Анализ великих культур человечест­ва или ло­кальных цивилизаций всег­да привлекал внимание ученых; но с конца XIX в. он был подкреплен новыми наблюдениями, новой системой ар­гументации научных теорий. Большинство исследователей (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилев­ский) особое внимание уделяли раз­личиям между цивили­за­циями; адре­совали свой интерес к группам наро­дов, близких друг другу географичес­ки; стремились выделить повторяющи­еся этапы, циклы развития подобных цивилизаций (их возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение).

П. Сорокин, и в этом его большая за­слуга перед социологической мыслью, принципиально изменил подход к ана­лизу великих культурных традиций. В основу своего исследования он пол­ожил не анализ локальных культур, а сделал акцент на внутренней причин­но-смысловой логике функционирова­ния культуры как самостоятельной сис­темы.

В социокультурных суперсистемах, по П. Сорокину, в качестве основных иде­ологических предпосылок выступают представления о природе конечной цен­ности (истинной реальности). По П. Сорокину, истинная конечная реальность и ценности вос­принимаются органами чувств и на этом основывается огромная чувственная су­персистема, соот­ветственно и потреб­ности в ее рамках будут воспринимать­ся как преимущественно физические (голод, жажда, секс, материальный ком­форт). Способы удовлетворения этих потребностей: активный – борьба со средой, ее изменение, пассивный – паразитическая эксплуатация среды как источника чувственного наслаждения. Эта суперсистема господствует, по П. Сорокину, в Европе с XVI по XX в.

Сегодня начался переход к новой куль­турной суперсистеме.

Умозрительная (идеациональная) культура характеризуется следующими признаками:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и неизменна;

2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Отсюда вытекают по меньшей мере два вывода: истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).

Посылки второго типа (чувственной культуры) прямо противоположны:

1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;

2) потребности и цели чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт);

3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Отсюда также вытекают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.

Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, «идеалистическая культура» представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна, потребности и цели людей телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Короче, «признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».

На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

Греция, VIII-VI века до н. э. Умозрительная

Греция, V век до н.э. Идеалистическая

Рим, IV век до н.э. – IV век н.э. Чувственная

Европа, IV-VI века н.э. Идеалистическая

Европа, VI-XII века н.э. Умозрительная

Европа XII-XIV века н.э. Идеалистическая

По настоящее время Чувственная

В силу этого новая философия истории должна исходить из тезиса о том, что в пределах, заданных относительно константными физическими условиями (климат, географическое положение), наиважнейшим фактором социокультурных изменений (то есть собственно динамики) становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы – «идеациональной» («ideational»), «идеалистической» («idialistic»), «чувственной» («sensete»). Именно в этом смысле тождественны социология и философия истории, ибо они концентрируют свое внимание на проблематике генезиса, эволюции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего проясняются вопросы «как?», «почему?» и «когда?», происходят те или иные социокультурные изменения.

В каждый исторический момент господствует одна из суперсистем, хотя на периферии ее ценностного ядра можно обнаружить как осколки предыдущей, так и ростки новой суперсистемы. Каждая суперсистема относительна, ее ценности лишь частично объясняют бытие, а имманентное человеческой природе развитие познания ведет к дина­мике суперсистем, к их флуктуации, в основе чего лежит принцип лимита. Кульминация развития одной из них означает достижение предела ее познавательных возможностей, и дальнейшее существование суперсистемы лишь увели­чивает относительность ее истин и ценностей. Одновременно расширяется поиск новых ценностей, так что в целом развитие общества представляет собой непрерывную флуктуацию от сенсативных к умозрительным суперсистемам с относительно короткими периодами баланса между ними в виде идеальных ценностных суперсистем. Кризис современного общества с его сенситивным типом культуры, по Сорокину, — это один из этапов флуктуации, который будет преодолен с наступлением господства умозрительной суперсистемы.

Тема 5. Личность в социологии

 

План

§ 1. Понятие личности и теории личности.

§ 2. Понятие «социальная роль» и ролевые концепции личности.

§ 3. Социально-ролевой конфликт и социальная адаптация.

§ 4. Концепция личности Зигмунда Фрейда и теория «жизненных кризисов» Э. Эриксона.

§ 5. Социализация личности. Десоциализация и ресоциализация.

§ 6. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Причины девиации по Э. Дюргейму.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал