Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие личности и теории личности
Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, эта проблема и сегодня остается одной из самых сложных, самых непознанных. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир. Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Люди являются элементами любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Говоря о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но ведь кроме понятия «личность» в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи. Понятие «человек» – это родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни. Человек – существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Эти фундаментальные отличительные признаки формировались примерно в период с 2, 5 млн. лет до 40 тыс. лет до н.э. Это было время биологической эволюции. Понятие «индивид» характеризует отдельного конкретного человека как единичного представителя человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный), это единичная особь, принадлежащая человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Аналогичную смысловую нагрузку несет понятие «индивидуальность». Оно может быть отнесено к человеку как к организму и к личности. Личность всегда индивидуальна, поскольку каждая личность неповторима, хотя индивидуальность присуща также и животным, и растениям, и вещам. Индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной» социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; и - 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Таким образом, под «личностью» в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений, относящихся к сущности данного общества. Понятия «человек» и «личность» относятся к одному объекту и часто в обыденной речи употребляются в качестве синонимов. Однако между ними имеются глубокие смысловые различия, корни которых уходят в глубины человеческой культуры. Эти понятия используются на протяжении около 2000 лет. Их возникновение связывают с античным театром, где слово «персона» (личность) означало маску, которую надевал актер, играя определенную роль: воина, ревнивца, раба. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой стороны – соотносил себя с определенной социальной группой. На первый взгляд может показаться, что вопрос о содержании понятия «личность» имеет лишь абстрактное, теоретическое значение. Однако при более внимательном анализе обнаруживается его большое практическое значение. Дело в том, что та или иная его интерпретация оказывает влияние на решение многих теоретических и практических вопросов, относящихся к человеку и обществу. По сути дела, это ключевой вопрос социологии личности: является ли каждый человек личностью или нет? Если человек признается личностью, то что из этого следует для него самого и для общества? Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует прежде всего с другими общественными и гуманитарными науками. В современной науке существует два подхода к определению личности: формально-логический, в соответствии с которым понятие личности определяется посредством подведения его под более широкое, родовое понятие - «человек», а затем указываются его видовые отличия, т.е. перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Вывод очевиден: личностью признаются не все люди, а только те из них, кто обладает определенными положительными качествами. Таким образом, личностью нельзя признать, к примеру, феральных людей («изолянтов» типа Маугли – персонажа книги Киплинга); но личностью, несомненно, является Агафья Лыкова, родившаяся в таежном лесу в Хакасии и до сорока лет не общавшаяся с другими людьми, кроме четырех членов своей семьи, воспитавшими ее в традициях, обычаях и нравственных устоях русского старообрядчества и передавших ей трудовые и прочие житейские навыки, типичные для сибирской деревни 30-х годов двадцатого века, т.е. тот социальный опыт, который они сами имели. Следующий подход к определению личности – диалектико-логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего – как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определенными общими чертами, биологическими и социальными. В то же время каждый человек имеет только ему присущие особенности, свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное – личность. Как мы уже отмечали, личность является объектом изучения ряда наук, и прежде всего философии и психологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества, психология – с точки зрения устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д. Социология же выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны – самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентации и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеют по сути один источник – общественную жизнь человека. Поэтому человек с социологической точки зрения является и субъектом, и объектом общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество. Но не менее верно и то, что каково общество – таковы и люди, составляющие это общество. Как справедливо заметил видный югославский социолог Р. Лукич, человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть именно потому, что в нем объединены люди, а не другие существа. Это не означает, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком, но это означает, что человек является одним из факторов, которые определяют общество. Рассматривая вопрос о взаимодействии социальной среды личности, необходимо еще раз обратиться к некоторым общим положениям и, прежде всего к положению о сущности или природе человека. Широко распространена восходящая к ранним работам К. Маркса мысль о том, что сущность человека есть ансамбль всех общественных отношений. Сущность же «особой личности» составляет не ее борода, не кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» (Маркс. К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 4) - не индивидуальное, а именно социальное, общественно значимое качество, встречающееся у многих людей. Проще говоря, человек таков, какова окружающая его социальная среда. Это не мешает проявляться каждой личности конкретно и неповторимо. Однако для социологии такие «одиночные» проявления социальных качеств значительного интереса не представляют. Личность с точки зрения этого подхода рассматривается как целостность социальных качеств человека, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, способного изменять среду своего обитания. Таким образом, своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду. Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают влияние биологических, психологических и других свойств. Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые особенно бурно стали развиваться во второй половине XIX – начале XX вв., по-разному подчеркивая те или иные аспекты этой проблемы. Именно поэтому социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга методологическими установками. В начале 30-х гг. XIX в. в социологии сформировалось научное направление – структурный функционализм (или просто функционализм), основателем которого был Э. Дюркгейм. Функционалисты считали, что единицей социального анализа в социологии является не столько сам действующий индивид, сколько роль, выполняемая им в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включен. Следовательно, можно говорить о ролевом поведении отца, друга, студента и т.д. Не случайно американские ученые Дж. Морено и Р. Мертон определяли личность как функцию той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Очень близкой к этой концепции по ряду методологических подходов и во многом перекликающейся с ней является ролевая теория личности, сформулированная американским социологом Дж. Мидом и активно разрабатываемая в дальнейшем Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. (Об этой теории речь пойдет в следующем параграфе.) В марксистской теории личности акцент смещен на взаимодействие личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как (по выражению авторов учебника «Социология» под ред. Г.В. Осипова) «определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития и в то же время как результат включения индивида в социальную среду посредством его активной предметной деятельности и общения. Личность рассматривается здесь как объект и предмет общественной деятельности и общения. В отечественной социологии в дореволюционный период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова, Е.В. де Роберти, П.А.Сорокина. Но особенно значительна роль Н.Н.Михайловского, который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социальном. Много внимания он уделил проблеме индивидуализации. В советский период развитием теории личности и ее социологической и социально-психологической интерпретацией занимались Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.К.Кон, А.Г.Здравомыслов, А.В.Петровский, Г.П.Смирнов, И.Т.Фролов, В.Я.Ядов и др. Теоретическая обоснованность и практика показывают, что напроцесс формирования личности влияют как биологические, социальные, так и физические факторы. Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В.Плеханова, историка Л.Г.Гумилева и др. – групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта. Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума. Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического рождения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее реальный единственный носитель и деятель, как первичный элемент социальной жизни, социальных отношений и институтов и т.д. Причем задача социологииличности - не просто исследование субъективных и объективных аспектов самих по себе, а изучение механизма их взаимодействия.
В завершение этого объемного и сложного параграфа можно сделать следующие выводы: 1. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид (представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития). Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. 2. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: - с точки зрения ее структуры; - с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми. Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. 3. Личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. 4. Социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.
|