Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Очень тесная взаимозависимость






В каждом обществе существует социальное неравенство. Факт его наличия означает, что люда и группы имеют неравный доступ к ресурсам общества и его благам, различаются степенью влияния и власти, обладают неравными возможностями для личностного и профессионального роста. Возможны самые разные виды неравенства: половое и возрастное, национально-этническое и религиозное, политическое и экономическое, культурное и образовательное и т.д. Предпосылками социального неравенства является неравенство способностей и возможностей, а также ограниченность ресурсов общества.

Ресурсы общества - это не только богатство, но также власть, престиж, знание и др. Если материальные ресурсы в принципе поддаются уравниванию (хотя бы теоретически), то, как разделить поровну престиж? Ведь если все виды деятельности считаются одинаково престижными, то исчезает само понятие престижа. То же самое можно сказать и о власти. Неравенство как бы изначально заложено в структуру любого общества. Без него невозможна, в частности, координация усилия множества людей - кто-то должен направлять эти усилия. Неравенство также служит мощным фактором, влияющим на развитие общества, его обновление. Несмотря на «функциональное» значение неравенства, на протяжении всей человеческой истории предпринимались попытки преодолеть его. Однако ни одна из попыток не увенчались успехом. Менялась структура неравенства, но не исчезал сам феномен неравенства. В индивидуальной жизни неравенство служит стимулом борьбы за улучшение своего положения.

Таким образом, социальное неравенство – складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями, населения, социальное неравенство является причиной и следствием социального расслоения (социальной стратификации). Основнымизмерителем неравенства вы­ступает количество ликвидных ценностей (в современном обществе эту функцию обычно выполняют деньги). Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим количеством благ (богатые), а на другом – наименьшим (бедные). Богатство выражается денежной суммой, эквивалентной тому, чем владеет человек. Богатство и бедность задают многомерное расслоение или стратификационную иерархию. Количество денег определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Социальное неравенство во властных отношениях проявляется в возможности определенного социального субъекта (как правило, того или иного социального слоя) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении социального неравенства властными отношениями принадлежит распоряжение ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.

Основой социального неравенства являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп и слоев. Как мы уже отмечали, социальный статус это одна из главнейших категорий социологии, это очень сложное, многомерное и противоречивое социальное явление. Ход и итоги жизни каждого человека, успехи или неудачи в профессиональной карьере, в общественной деятельности, в семейных отношениях, а, самое главное, оценка этих событий (при всей ее относительности) социальной группой, социальной организацией или общностью (да и обществом), где эта самая жизнь и протекает, определяются сложной и неоднозначной динамикой социального статуса этого человека, т.е. изменением его места в социальной иерархии по тем или иным позициям. А оценка окружающих, в большинстве случаев, является основой для самооценки каждого человека, если у него возникнет желание посмотреть на себя со стороны на том или ином жизненном этапе, либо подвести итоги всего пройденного пути.

Как мы уже подчеркнули, эти оценка и самооценка весьма и весьма относительны, причины тому – постоянно изменение некоторых социально-нравственных нормативов, ценностных ориентаций, понятий о престиже, общественном мнении. Кто-то необычайно горд, что к тридцати годам (при минимуме, чаще только по его мнению, стартовых условий) он стал, к примеру: миллионером, доктором наук, генералом, жителем мегаполиса, отцом троих детей, любовником известной манекенщицы или сожителем популярной певицы, начальником цеха или отдела, владельцем нескольких палаток на вещевом рынке, личным шофером или горничной высокопоставленного чиновника, берущего очень крупные взятки, старостой церковной общины или возглавил региональное отделение какой-либо политической партии и т.д. А у кого-то к двадцати пяти годам исполнилась вожделенная мечта стать уголовным авторитетом, и он теперь может с чувством выполняемого долга осуществлять соответствующую, в его представлениях, данному статусу социальную роль со всеми сопутствующими ей ритуалами и атрибутикой: быть «крышей» для того или иного вида бизнеса на строго определенной с равными по статусу коллегами территорией, «собирать дань», проводить досуг в престижных, опять же, по его мнению, казино и саунах, «бывать на стрелках», «заказывать конкурентов», а случись что – держать дисциплину в камере СИЗО или на зоне ходить на совещания к «куму». А еще кто-то, вновь в меру своего культурного и образовательного уровня и ценностных ориентаций, все-таки, чаще – «ближнего круга», будет и в зрелые и в преклонные годы с наслаждением вспоминать личный пик статусных и социально-ролевых достижений, пришедшихся на двадцатилетний возраст: как он выбивал признания у подследственных, как, будучи «дедом», на втором году службы издевался над новобранцами или, верховодя над местной шпаной, шантажировал зависимых от него наркоманов, проституток, бомжей.

Приводя эти примеры нам, к сожалению, не пришлось утрировать ситуации и «сгущать краски»: нынешнее пореформенное, переходное (транзитивное) состояние российского общества, переживающего слом основополагающих для социальной структуры отношений власти и собственности, характеризуется также изменениями нравственных и ценностных координат в сознании людей, в общественном мнении социальных групп и общностей. Означает ли это, что в сложившихся условиях («где разрешено все, что не запрещено») нет смысла синтезировать нравственные и рациональные составляющие успеха, престижа, индивидуальной или групповой высокостатусности? И что можно посоветовать в учебном курсе социологии современному российскому «юноше, обдумывающему житье» и просчитывающему прагматично либо «нащупывающему интуитивно» траекторию собственной жизни? Посоветовать, на наш взгляд, можно и нужно - помыслами и действиями своими неустанно осуществлять этот самый синтез нравственного и рационального, как бы сложно не приходилось делать это в конкретной ситуации, идя наперекор почти всегда лицемерным «штампам» и догмам, и не быть не поводу циничных крайностей воинствующего, весьма ограниченного эгоизма, переживающего расцвет в период рыночной стихии и дикого капитализма. Изучая социологию, впитывая информацию, приобретая опыт социальный можно научиться и успеха добиваться (с приобретением упомянутых ликвидных ценностей) и суть этого успеха объективно оценивать, но при этом на ценности непреходящие – общечеловеческие нравственные императивы, божьи заповеди – в душе своей не покушаться.

Кому же не дано отличать средства от цели, кто не умеет «ситуацию моделировать» - не изучал он социологию, его личный социальный опыт однобокий и ограниченный, представления о социальном статусе остались самыми примитивными (на уровне обыденного, часто весьма убогого, сознания), и тогда бог ему судья с его немерянными ликвидными ценностями, которые, надо признать, вознесли его на высокое место в социально-статусной иерархии трансформируемой социальной структуры модернизируемого российского общества. К затронутым здесь злободневным и актуальным для каждого вопросам мы еще обратимся в коротком эссе «Индивидуализация стилей жизни и социальное неравенством», завершающем данную тему № 6.

А продолжая вникать в социологическую теорию и упорно подниматься над уровнем обыденного сознания, разберемся, из чего складывается социальный статус, и как они с социальным неравенством друг друга обусловливают. Как уже отмечалось, каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или инте­гральный, статус обусловлен его должностью (например, формальной – директор, профессор, либо реальной – олигарх «авторитет»). Социальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и професси­ональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается расовым, этническим проис­хождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор, чемпион города, России, олимпийский чемпион и т.д.). Выделяются также ес­тественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчи­вые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной – это бази­сный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющий­ся основой инте­грального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат, глава фракции, настоятель собора, тренер сборной и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти от­ношения, упорядоченные в рамках социальной органи­зации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливае­мые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений и являются социальные статусы.

С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвя­занной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.

Общество не только создает социальный статус, но и обеспечи­вает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемыми обществом индивиду вне зависи­мости от усилий и заслуг (предписанные пози­ции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), – су­щественная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальными статусами являются по преимуще­ству те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с таки­ми его характеристиками, как пол, возраст, от­ношения родства, раса, каста и т. д.

Соотношение в социальной структуре предписан­ных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, либо процесса ее изменения, на­вязывающей индивидам соответствующую струк­туру социального статуса. Личные качества индивидов, отдель­ные примеры социального выдвижения в целом не меня­ют этого кардинального положения, но его меняют выдвижения или возникновения целых социальных слоев.

Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феноме­на, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупности социаль­ных ролей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал