Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие семьи и ее функции
Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как в ней закладывается и формируется умение жить в обществе. Семья по сравнению с другими социальными группами занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы созданы обществом, т.е. их можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь. В 1949 г. социолог Дж. Мердок, после изучения 250 семей различных слоев общества, определил семью как «социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством. Она включает взрослых обоих полов, причем по крайней мере двое из них поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и одного или более собственных или приемных детей». Но под это определение Мердока подпадают неполные семьи, сожительствующие пары, гомосексуальные и лесбийские пары, люди, живущие в коммуне, и т д. Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение, определив семью как «ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку». Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности. Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей). Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная. Репродуктивная функция – это воспроизводство в детях численности родителей. С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи – воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи. Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания: 1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. 2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. 3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т. д. Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Можно и более детально указать функции, которые выполняет в обществе семья: - организация регулирование сексуального поведения; - рождение детей в законном браке; - забота о детях, пока они не смогут сами заботиться о себе; - социализация или неформальное обучение детей тому поведению, ценностям и позициям, которых ожидает от них общество; - «распределение труда» между мужем и женой с точки зрения заработка, содержания домохозяйства воспитания детей и так далее, чтобы семейная группа. могла действовать как эффективная и взаимосвязанная ячейка; - определение таких ролей, как жена, мать, отец муж внук, внучка, сын, дочь и т. д., - которые позволяют членам семьи знать, что от них требуется и чего требовать друг от друга; - стремление окружить любовью, заботой, обеспечить эмоциональную безопасность и защиту всех членов семьи, что, в отличие от других групп, к которым могут принадлежать люди, создает глубокую, постоянную ответственность в обществе; - обеспечение досуга и отдыха для членов семьи и создание ячейки, внутри которой можно отмечать праздники и значительные события, такие как рождения, браки и смерть. По мнению уже упомянутого социолога Мердока, можно определить четыре основные жизненно важные для общества задачи. Это: - регулирование потенциально деструктивной сексуальности с помощью такой социально одобренной системы контроля, как брак; - воспроизводство потомства легко определяемыми и ответственными родителями; - производство и распределение таких ресурсов для поддержки населения, как пища, одежда, средства к существованию; - обучение должно осуществляться так, чтобы культура общества передавалась от поколения к поколению. Дж. Мердок утверждал, что семья вносит значительный вклад в каждую из данных жизненно важных функций, и это объясняет, по его мнению, то, что семьи существуют во всех обществах. Мердок также считал, что семья положительно влияет как на отдельных членов общества, так и на всю социальную систему. Таким образом, он утверждал, что эти функции лучше осуществляют люди, сплоченные в семьи. Например, сексуальная функция обеспечивает личное удовлетворение, в то же время создавая нормы сексуальных отношений внутри определенного общества. Она также помогает создать между мужем и женой более прочные отношения в семье, Функционалистское направление было развито Толкоттом Парсонсом, связавшим эту точку зрения с современными индустриальными обществами, такими как США. Заслуга Парсонса состоит в попытке объяснить то, как семья приспособилась к изменениям, связанным с переходом общества от сельского хозяйства к промышленности. Современные общества нуждаются в более специализированных институтах. В феодальном обществе члены одной семьи работали сообща на земле или занимались вместе ремеслом. В семьях учили детей всему, что им было необходимо знать, чтобы выжить, и что определяло их статус и положение в обществе. По мере того, как структура общества усложнялась, появлялись специализированные предприятия, например заводы; школы взяли на себя задачу обучить тем знаниям и умениям, которые необходимы в обществе и на работе; молодые люди все чаще покидали дом, чтобы самоутвердиться и создать себе положение с помощью собственных талантов и умений. Другими словами, семья утратила некоторые из своих общественных функций и, следовательно, больше сосредоточилась на тех вещах, которые могли быть осуществлены только в семье. Парсонс утверждал, что в современных обществах функции, которые может выполнять «только семья», свелись к двум жизненно важным задачам: - первоначальная социализация молодежи; - становление взрослой личности. Первоначальная социализация остается важной, потому что именно в результате этого процесса передается культура общества – его нормы, ценности, обычаи и язык. Парсонс утверждал, что происходящее в семье – больше, чем просто форма социализации, потому что, знакомясь с этими аспектами культуры в годы становления личности, ребенок впитывает их более глубоко, и таким образом они становятся частью его личности. Это помогло утвердить внутри любого общества разделяемые всеми ключевые убеждения, а процесс социализации служил для того, чтобы найти общий взгляд на понятия, которые объединяли общество и сглаживали конфликт. В американском обществе к этим ценностям традиционно относились индивидуальные достижения, конкуренция и патриотизм. В других обществах это могли быть смелость, альтруизм, уважение к старшим, забота об общем благе, и т.п.
|