Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие семьи и ее функции






Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как в ней закладывается и формирует­ся умение жить в обществе. Семья по сравнению с други­ми социальными группами занимает во многих отноше­ниях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы созданы обществом, т.е. их можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существова­ния – общественная жизнь; сфера же семьи в первую оче­редь – личная жизнь.

В 1949 г. социолог Дж. Мердок, после изучения 250 се­мей различных слоев общества, определил семью как «со­циальную группу, характеризующуюся совместным прожи­ванием, общим ведением хозяйства и воспроизводством. Она включает взрослых обоих полов, причем по крайней мере двое из них поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и одного или более собственных или приемных детей». Но под это определение Мердока подпадают неполные семьи, сожительствующие пары, го­мосексуальные и лесбийские пары, люди, живущие в ком­муне, и т д. Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение, определив семью как «ячей­ку общества, состоящую из людей, которые поддержива­ют друг друга одним или несколькими способами, напри­мер, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены иденти­фицируют друг друга как поддерживающую ячейку».

Семья является предметом изу­чения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержа­ния, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся со­циальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обес­печение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Се­мья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлет­воряют естественные половые и иные (духовные, этические, эстети­ческие) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исто­рически изменчивой социальной группой. Одновременно социологи­ческая дефини­ция семьи указывает на ее биологическую, биосоци­аль­ную и экономическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зави­симость от общественного строя, существующих экономических, поли­тических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общест­венный институт – институт брака. Брак можно определить как санкци­онированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, осно­ванная на родственных связях и регулирующая отношения между суп­ругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение до­машнего хозяйства.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ве­дением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без ро­дителей).

Семьи в зависимости от представленности в них различных по­колений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родс­твенники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция – это воспроизводство в детях численности родителей.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи – воспитательная. Давно известно, что для нормально­го, полноценного развития ребенка семья жизненно необходи­ма, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.

2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.

3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной мате­риальной выгоды.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и ин­валидами и т. д.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических на­грузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль.

Можно и более детально указать функции, которые выполняет в обществе семья:

- организация регулирование сексуального поведе­ния;

- рождение детей в законном браке;

- забота о детях, пока они не смогут сами заботиться о себе;

- социализация или неформальное обучение детей тому поведению, ценностям и позициям, которых ожидает от них общество;

- «распределение труда» между мужем и женой с точ­ки зрения заработка, содержания домохозяйства воспитания детей и так далее, чтобы семейная груп­па. могла действовать как эффективная и взаимосвя­занная ячейка;

- определение таких ролей, как жена, мать, отец муж внук, внучка, сын, дочь и т. д., - которые позволяют членам семьи знать, что от них требуется и чего требовать друг от друга;

- стремление окружить любовью, заботой, обеспечить эмоциональную безопасность и защиту всех членов семьи, что, в отличие от других групп, к которым могут принадлежать люди, создает глубокую, посто­янную ответственность в обществе;

- обеспечение досуга и отдыха для членов семьи и со­здание ячейки, внутри которой можно отмечать праздники и значительные события, такие как рож­дения, браки и смерть.

По мнению уже упомянутого социолога Мердока, можно определить четыре основ­ные жизненно важные для общества задачи. Это:

- регулирование потенциально деструктивной сексу­альности с помощью такой социально одобренной системы контроля, как брак;

- воспроизводство потомства легко определяемыми и ответственными родителями;

- производство и распределение таких ресурсов для поддержки населения, как пища, одежда, средства к существованию;

- обучение должно осуществляться так, чтобы культу­ра общества передавалась от поколения к поколе­нию.

Дж. Мердок утверждал, что семья вносит значительный вклад в каждую из данных жизненно важных функций, и это объясняет, по его мнению, то, что семьи существуют во всех обществах.

Мердок также считал, что семья положительно влияет как на отдельных членов общества, так и на всю соци­альную систему. Таким образом, он утверждал, что эти функции лучше осуществляют люди, сплоченные в семьи. Например, сексуальная функция обеспечивает личное удовлетворение, в то же время создавая нормы сексуаль­ных отношений внутри определенного общества. Она так­же помогает создать между мужем и женой более прочные отношения в семье,

Функционалистское направление было развито Толкоттом Парсонсом, связавшим эту точку зрения с современ­ными индустриальными обществами, такими как США. Заслуга Парсонса состоит в попытке объяснить то, как семья приспособилась к изменениям, связанным с переходом общества от сельского хозяйства к промышленно­сти.

Современные общества нуждаются в более специа­лизированных институтах. В феодальном обществе члены одной семьи работали сообща на земле или занимались вместе ремеслом. В семьях учили детей всему, что им было необходимо знать, чтобы выжить, и что определяло их статус и положение в обществе. По мере того, как струк­тура общества усложнялась, появлялись специализиро­ванные предприятия, например заводы; школы взяли на себя задачу обучить тем знаниям и умениям, которые не­обходимы в обществе и на работе; молодые люди все чаще покидали дом, чтобы самоутвердиться и создать себе по­ложение с помощью собственных талантов и умений. Другими словами, семья утратила некоторые из своих общественных функций и, следовательно, больше сосре­доточилась на тех вещах, которые могли быть осуществ­лены только в семье.

Парсонс утверждал, что в современных обществах фун­кции, которые может выполнять «только семья», свелись к двум жизненно важным задачам:

- первоначальная социализация молодежи;

- становление взрослой личности.

Первоначальная социализация остается важной, пото­му что именно в результате этого процесса передается культура общества – его нормы, ценности, обычаи и язык. Парсонс утверждал, что происходящее в семье – больше, чем просто форма социализации, потому что, знакомясь с этими аспектами культуры в годы становления личнос­ти, ребенок впитывает их более глубоко, и таким образом они становятся частью его личности. Это помогло утвер­дить внутри любого общества разделяемые всеми ключе­вые убеждения, а процесс социализации служил для того, чтобы найти общий взгляд на понятия, которые объеди­няли общество и сглаживали конфликт. В американском обществе к этим ценностям традиционно относились ин­дивидуальные достижения, конкуренция и патриотизм. В других обществах это могли быть смелость, альтруизм, уважение к старшим, забота об общем благе, и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал