![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура программы. Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
Введение Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи 1.1. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики. 1.2. Научные основы специальной дошкольной педагогики. 1.3. Этапы развития специальной дошкольной педагогики. 1.4. Основные понятия специальной дошкольной педагогики.
Раздел 2. Технология специального образования 2.1. Принципы, методы и приёмы, средства специального образования. 2.2. Формы организации обучения. 2.3. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии проблемных детей. 2.4. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями.
Раздел 3. Организация специальной работы в ДОУ 3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития. 3.2. Цели и задачи, приёмы специальной работы. 3.3. Ранняя диагностика отклонений в развитии.
Раздел 4. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями 4.1. Задачи физического воспитания. 4.2. Физическое воспитание в раннем возрасте. 4.3. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.
Раздел 5. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями 5.1. Задачи трудового воспитания. 5.2. Содержание трудового воспитания. 5.3. Методы и приёмы трудового воспитания. 5.4. Роль трудового воспитания в психическом развитии детей с ограниченными возможностями.
Раздел 6. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями 6.1. Задачи и содержание нравственного воспитания. 6.2. Особенности нравственного воспитания детей с задержками в развитии, с нарушениями поведения в ДОУ. 6.3. Методы и приёмы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями. 6.4. Роль нравственного воспитания в полноценном личностном развитии детей.
Раздел 7. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями 7.1. Задачи и подходы эстетического воспитания. 7.2. Средства эстетического воспитания. 7.3. Методы и приёмы эстетического воспитания.
Раздел 8. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями 8.1. Задачи умственного воспитания. 8.2. Средства умственного воспитания.
Раздел 9. Коррекционно-педагогическая работа 9.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости. 9.2. Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР. 9.3. Логопедическая работа при ТНР. 9.4. Комплексная работа при ДЦП. 9.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях. 9.6. Коррекция эмоциональных расстройств.
Раздел 10. Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями 10.1. Психолого-педагогическое исследование интеллектуально-эмоционального и личностного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. 10.2. Интегративная диагностика психического развития детей с ограниченными возможностями. 10.3. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа.
Раздел 11. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению 11.1 Готовность детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. 11.2. Диагностика психологической готовности к школьному обучению. 11.3. Формирование психологической готовности детей с проблемами в развитии к школьному обучению. 11.4. Предупреждение трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями. Содержание учебного курса Введение Характеристика состояния здоровья детей в период раннего и дошкольного детства. Проблемы роста аномалий в развитии детей на современном этапе. Психолого-педагогическая поддержка ребёнка в дошкольном образовании. Место и роль дошкольных педагогов в решении проблем адаптации детей с ограниченными возможностями. Дифференциальная диагностика и реализация коррекционно-развивающих программ для достижения необходимого уровня готовности детей к школьному обучению. Интеграция детей с ограниченными возможностями в ДОУ. Подготовка педагогов дошкольного образования на междисциплинарной основе с целью обеспечения полноценного развития и обучения детей с учётом их индивидуальных характеристик в условиях ДОУ.
Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи Методологическая и научно-теоретическая основа специальной дошкольной педагогики. Специальная дошкольная педагогика — составная часть педагогики. Категории лиц с недостатками развития. Основные термины специальной дошкольной педагогики: воспитание, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, интеграция, специальное образование. Объект, субъект, предмет, цель, научные основы специальной дошкольной педагогики. Задачи специальной дошкольной педагогики: педагогические и медицинские классификации, которые определяют пути индивидуального и дифференцированного воспитания; разработка содержания образования, принципов, технологий, приемов и методов воспитания и обучения детей с проблемами развития; разработка системы помощи; реализация образовательных коррекционно-педагогических, компенсационных и реабилитационных программ образования. Место коррекционной педагогики в системе дисциплин и связь с медициной, психологией, педагогикой. Этапы развития специальной дошкольной педагогики. Понятия: специальная дошкольная педагогика, дефект, коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация.
Раздел 2. Дидактика специального образования Принципы специального образования: принцип педагогического оптимизма, принцип ранней педагогической помощи, принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования, принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, принцип интеграции. Классификации методов и приёмов обучения и воспитания. Формы организации обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная. Дополнительные формы организации педагогического процесса. Средства специального образования: музыкальные средства, изобразительные средства, ручной труд, художественно-речевая деятельность, театрализованно-игровая деятельность. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии детей с проблемами. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями. Программы ранней помощи детям с ограниченными возможностями в России и за рубежом. Понятия: принцип, метод, приём, перцептивные методы, логические методы, гностические методы, сенсомоторика, наглядные методы, практические методы, информационные методы, практически-действенные методы, побудительно-оценочные методы.
Раздел 3. Организация специальной работы в ДОУ Стимуляция психомоторного развития. Развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями. Цели специальной работы: формирование основ личности, подготовка к обучению в школе, сохранение здоровья. Задачи специальной работы: физическое, умственное, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. Приемы дидактики. Организация раннего выявления отклонений в развитии. Организация коррекционно-педагогического процесса. Критерии комплектования групп. Функции дефектолога. Понятия: сенсомоторное поведение, зона актуального развития, зона ближайшего развития, коррекционно-педагогическая работа.
Раздел 4. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями Задачи физического воспитания. Физическое развитие ребёнка в норме и с ограниченными возможностями. Физическое воспитание ребёнка с ограниченными возможностями. Специальные методы закаливания — воздушные и водные процедуры. Формирование правильной осанки. Сенсомоторное развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Стимуляция нормального развития как важная задача физического воспитания. Этапы нормального моторного развития. Физическое воспитание в раннем возрасте. Физическое воспитание в дошкольном возрасте. Понятия: сенсомоторное развитие, афферентные стимулы: зрительные, тактильные, температурные, слуховые, звуковые; ЛФК, правильная осанка.
Раздел 5. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями Задачи трудового воспитания. Значение трудового воспитания в психическом развитии детей. Трудовое воспитание ребёнка с ограниченными возможностями. Содержание трудового воспитания. Деление трудовых действий на операции. Методы и приёмы трудового воспитания. Трудовое воспитание в различных видах деятельности. Роль трудового воспитания в психическом развитии детей с ограниченными возможностями. Понятия: навыки самообслуживания, пооперационная деятельность, ручной труд, мелкая моторика, конструирование, экспериментирование, приемы изобразительной деятельности.
Раздел 6. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями Задачи и содержание нравственного воспитания. Категории нравственного воспитания. Особенности нравственного воспитания детей с задержками в развитии, нарушениями поведения в ДОУ. Прямые и косвенные приёмы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями. Правила вежливости. Алгоритм нравственного воспитания. Роль нравственного воспитания в полноценном личностном развитии детей. Понятия: эмоции, низшие и высшие чувства, этикет, психопатоподобное поведение, гиперактивность, органический инфантилизм.
Раздел 7. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями Задачи эстетического воспитания. Подходы эстетического воспитания (целостный и частичный). Особенности эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями. Средства эстетического воспитания (изобразительная, музыкальная, художественная деятельность). Методы и приёмы эстетического воспитания. Понятия: эстетика, эстетический вкус, чувства к прекрасному, ТРИЗ, рисование, театрализованная, рече-художественная, музыкальная деятельность. Раздел 8. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями Задачи умственного воспитания. Концепция умственного развития ребенка Ж. Пиаже. Методика поэтапного формирования умственных действий. Показатели умственного развития детей раннего и дошкольного возраста. Развитие мышления в онтогенезе. Стадии развития логического мышления. Средства умственного воспитания. Роль дидактических игр в развитии мышления. Ознакомление с окружающим миром. Наглядные формы мышления. Сенсорное воспитание. Понятия: дооперационное мышление, уровень конкретных операций, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, психологическое новообразование, конкретно-понятийная и абстрактно-понятийная стадии логического мышления, ощущение и восприятие, система сенсорных эталонов, перцептивные и интеллектуальные действия.
Раздел 9. Коррекционно-педагогическая работа Формы умственной отсталости. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости. Система формирования знаний и представлений об окружающем мире. Черты ЗПР. Основные нарушения интеллектуального уровня развития. Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР. Обучение детей с ЗПР изобразительной деятельности. Логопедическая работа при ТНР. Стимуляция психического развития детей с ДЦП. Комплексная работа при ДЦП. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях. Уровневый подход к оценке нарушений эмоциональной сферы у детей. Два варианта детской нервности. Коррекция эмоциональных расстройств. Понятия: олигофрения, деменция, перцептивная деятельность, структура дефекта, мнемические функции, общее недоразвитие речи, логоритмика, сенсорномоторное поведение, полисенсорное восприятие, вербализм и эхолалии, полевая реактивность, психическая адаптация, соматическая ослабленность, астенические состояния, игротерапия, профилактика неврозов, эгоцентризм, инфантилизм, невропатия, гиперактивность.
Раздел 10. Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями Программа комплексного изучения ребёнка дошкольного возраста в контексте физического, социального, познавательного, эмоционального развития. Методики исследования процессов познавательной деятельности, эмоционально-личностного развития детей с ограниченными возможностями. Показатели нормального и отклоняющегося развития. Интегративная диагностика детей с ограниченными возможностями. Базовые составляющие психического развития. Технология психолого-педагогического обследования. Требования к индивидуальному подходу детей с ограниченными возможностями. Организационные мероприятия в отношении детей с проблемами в развитии, посещающими дошкольные образовательные учреждения. Программа коррекционных мероприятий, направленных на преодоление элементов недоразвития. Понятия: ведущая деятельность, интегративная диагностика, анамнез, базовая аффективная регуляция, произвольность, психическая активность.
Раздел 11. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению Структура психологической готовности к школьному обучению. Интеллектуальная, личностная, социальная, эмоциональная готовность. Уровень развития предпосылок учебной деятельности. Характеристика игровой деятельности. Критерии психологической готовности к школьному обучению. Диагностика психологической готовности к школьному обучению. Характеристика составляющих психологической готовности детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Формирование психологической готовности детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Понятия: психологическая готовность, физическая готовность, функциональная готовность, социальная готовность, личностная готовность, интеллектуальная готовность, общая и специальная готовность. Тема 1. Специальная дошкольная педагогика Заочное отделение — 2 часа. Учебные вопросы 1. Специальная дошкольная педагогика как наука об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. 2. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики. 3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук. 4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики. 5. Основные понятия специальной дошкольной педагогики.
Список рекомендуемой литературы 1. Аксёнова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Дефектология. — 1997. — № 5. 2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. — М., 1994. 3. Дети с отклонениями в развитии: Метод. пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Сост. Н. Д. Шматко. — М., 1997. 4. Дефектология: Словарь-справочник / Под. ред. Б.П. Пузанова. — М., 1996. 5. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. — М., 1993. 6. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А Катаев, 7. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А Лапшин, В.П. Пузанов. — М., 1990. 8. Лубовский, В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития / В.И. Лубовский // Дефектология. — 1994. — №1. 9. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. — М., 1992: 10. Марциновская, Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников/ Е.Н. Марциновская. — М., 1985. 11. Михайлов, Ф.Т. Философия образования: её реальности и перспективы. / Ф.Т. Михайлов // Вопросы философии. — 1999. — №8. 12. Моргулис, И. С. Некоторые вопросы теории специального обучения / 13. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР в дошкольном учреждении / Под ред. Н.Ю. Боряковой, Е.А. Дубининой, М.А. Косициной. — М., 1999. 14. Речь и мышление детей с отклонениями в развитии / Под ред. Т.П. Артемьевой. — Екатеринбург, 1992. 15. Современные технологии обучения учащихся с нарушением умственного развития: Сб. науч. тр. / Урал.гос. ун-т. — Екатеринбург, 1996. 16. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. — М., 1995. 1.1. Специальная дошкольная педагогика Специальная дошкольная педагогика является составной частью специальной педагогики и психологии. Специальная дошкольная педагогика — это теоретические основы специального дошкольного образования детей с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии, которое осуществляется путём выбора общепедагогических методов и средств, направленных на коррекцию и компенсацию психофизического развития детей с учётом сензитивных периодов. Совокупность знаний специальной дошкольной педагогики формировалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные психофизические недостатки. Отечественная система воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями опирается на положения Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития, зависимого от структуры дефекта, возникающего в результате первичного и вторичного характера нарушений, от степени поражения центральной нервной системы (диффузной, очаговой, локальной или функциональной), от времени поражения (пренатальной, натальной или постнатальной), и от динамики развития отклонений (проградиентной или непроградиентной, позитивной или негативной); об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка; о системе коррекции и компенсации аномального развития, реализация которой возможна лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сенситивных периодов и опоре на зону ближайшего развития. Современная специальная дошкольная педагогика определяет ограничение в развитии тогда, когда возникает несоответствие возрастных возможностей ребёнка образовательным критериям. Выделяют девять основных категорий лиц с недостатками развития: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с нарушениями речи, умственно отсталые, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями эмоционально-волевой сферы.
|