Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль государства в реализации финансовой политики
На данном этапе рост эффективности и финансового оздоровления экономики зависит от умения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом. Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: • учет действия объективных экономических законов; • необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации; • определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения; • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов; • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы; • сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики; • уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг; • либерализация внешнеэкономической деятельности; • развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики; • выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов. Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений. Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Цели финансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего в законах о бюджете и налогах. Бюджетно–финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета тесно связаны с его доходами. Активная роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею. Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово – кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства. Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно новыми подходами к функционированию хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда. Налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма. Борьба с инфляцией, преодоление спада производства и дефицита бюджета, повышение социальной защиты населения – главные задачи современной финансовой политики Беларуси. Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию и структурной перестройке экономики. Важным направлением структурной перестройки экономики является использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей. К сожалению, интеллектуальная элита уходит из сферы тонких технологий в коммерцию, уезжает за границу. Утеря этого слоя может отбросить республику на десятки лет назад. Направлением качественной перестройки экономики должно оставаться развитие импортозамещающих их тех производств и отраслей, которые способны зарабатывать валюту для республики, имеют устойчивую известность и престиж за рубежом, которые вписываются в общественное разделение труда, прежде всего, на уровне СНГ. Структурная перестройка должна осуществляться с учетом международного разделения труда и его кооперации. Важное направление структурной перестройки экономики занимает проблема конверсии бывших предприятий военно–промышленного комплекса (ВПК). Это дорогостоящее и длительное мероприятие. Но в дальнейшем конверсия ВПК может обеспечить производство необходимой для республики продукции, занятость жителей и привлечение валютных ресурсов в экономику республики. В структурной перестройке экономики особое место на этом этапе должна занять поддержка малого и среднего бизнеса. Можно долго обсуждать вопрос о соотношении государственных и негосударственных форм хозяйствования, однако самое разумное – рассматривать их соотношение с позиции мотивации труда. Режим налогообложения организаций производственно-технического и агрохимического обслуживания сельского хозяйства должно быть режимом льготного налогообложения с установлением умеренного налога на прибыль, так как эти организации своими затратами и фиксированными результатами непосредственно влияют на финансовые результаты сельского хозяйства. Введение многочисленных налогов на обслуживание сельского хозяйства, соответственно приведет к росту цен и ценовой нагрузки на продовольствие. Особый вопрос – налоговый пресс для предприятий, производящих средства для сельского хозяйства. Финансовые проблемы этой категории предприятий сегодня рассматривают в контексте предприятий промышленности системы Госкомпрома, что в корне ошибочно. Налоговую и кредитную политику для предприятий, работающих на сельское хозяйство, необходимо рассматривать с позиций технологической цепочки, продолжением которой является сфера производственно-технического обслуживания сельского хозяйства, затем сельское хозяйство, после этого переработка продукции сельского хозяйства и ее реализация. Таким образом, необходимы значительные налоговые льготы по налогообложению и кредитному обеспечению и для промышленных предприятий, производящих промышленную продукцию для сельскохозяйственного производства. В настоящее время в условиях финансового кризиса необходимо обоснованное установление компетентного государственного регулирования финансовыми потоками. Известный на Западе экономист Самуэльсон роль государства в экономической жизни своей страны определяет пятью функциями: 1) обеспечение финансово-правовой основы для эффективного функционирования рыночной экономики; 2) финансовая поддержка конкуренции; 3) перераспределение доходов; 4) регулирование распределения материальных и финансовых ресурсов; 5) финансовая стабилизация. Именно успехи в государственном регулировании финансовых вложений в инвестиции и научно-технической прогресс позволили Японии в исторически короткой мощи и на первое – по эффективности. Подобным образом происходит развитие азиатских стран (Южная Корея, Тайвань и др.). В последнее время идет бурный рост сбережений определенной части населения нашей республики. Проблема вложений этих сбережений – центральная проблема с точки зрения перспектив развития нашего государства. Важной задачей финансовой политики государства является привлечение средств частных инвесторов. Но бюджет будет финансировать только тот проект, который наиболее значим для государства: регионы высокой безработицы, конверсионные предприятия, новые технологии. Идея такова: государственные точечные влияния должны стимулировать перераспределение частных инвестиций в интересах общества, а не заменять эти инвестиции. Финансовые возможности потенциальных отечественных инвесторов достаточно велики. По некоторым оценкам, внутри республики «гуляет» 2–3 млрд долларов – сумма, значительно превышающая ту, которую правительство может получить по всем кредитам Международного валютного фонда, Всемирного банка и т.д. Задача государства – это частные деньги, естественно, путем создания благоприятных условий для инвестиций. Очевидно, что период первоначального накопления капитала рано или поздно должен завершиться. Новые люди, пройдя стадию полного удовлетворения личных потребностей, начнут заниматься инвестированием накопленных средств в производство. Коммерческие банки и финансовые компании будут совместно с правительством определять перспективы развития того или иного предприятия. Возрастание инвестиционной активности населения обусловлено финансовой политикой государства, направленной на активизацию инвестиционной деятельности, создание дополнительных гарантий для частных инвесторов, эффективный контроль за осуществлением проектов, финансируемых из госбюджета.
|