Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее понятие об управлении финансами
Под управлением понимается целенаправленное воздействие на объект для достижения определенного результата. Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики. Финансовые отношения как элемент базиса – объективны, но они складываются стихийно, а организуются государством. Государство придает финансовым отношениям определенные формы, закрепленные нормативными актами. Для достижения положительного воздействия финансов на результаты хозяйствования вырабатывается стратегия и тактика использования финансов для достижения поставленных задач по экономическому и социальному развитию. Финансовая стратегия определяет общие направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия направлена на выработку финансовых концепций и программ в области финансов. Финансовая тактика включает в себя конкретные методы (программы) достижения поставленной цели в области финансов с учетом конкретных условий этапа развития общества. Стратегия и тактика взаимосвязаны, причем тактика определяется стратегией. Правильность стратегического курса проверяется практикой, достижением позитивных результатов. Если поставленные цели не достигаются, стратегия может корректироваться. Выработанная стратегия и тактика организации государством финансовых отношений представляет собой финансовую программу, или финансовую политику. Важнейшими частями финансовой политики являются: бюджетная, ценовая, налоговая, кредитная политика. Бюджетная финансовая политика связана с государственными расходами. Ее прерогативой является распределение и использование фонда денежных средств государства по отраслевому, целевому, территориальному назначению. Налоговая финансовая политика связана с государственными доходами. Главное назначение ее состоит в изъятии продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и их перераспределении через государственный бюджет. Налоговая политика выполняет две функции: 1) фискальную, которая реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда; 2) стимулирующую, которая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ. Она влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие. Кредитная финансовая политика – это совокупность экономических методов и юридических норм, направленных на управление движением кредитного капитала. Целями этой политики являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использование заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита; формирования банковских резервов; формирования финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; обеспечение конвертируемости белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела. Финансовая политика является составной частью экономической политики и поэтому определяется закономерностями развития экономических отношений, конкретными историческими условиями определенного этапа развития государства, задачами и целями данного этапа развития. Поэтому финансовая политика меняется на разных этапах развития общества. Успешная реализация финансовой политики может быть осуществлена только при правильной научной организации процесса управления финансами. По своему содержанию процесс управления финансами – это создание, применение, проверка, соблюдение, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений – это законодательно оформленные в виде нормативных актов в объективные финансовые отношения. Финансы могут выступать как объектом, так и субъектом управления. Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются стадии управления, как создание, проверка соблюдение, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений. Субъект управления финансами является тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений. Стадии управления финансами образуют звенья управления. К ним относятся: • выработка (создание) форм финансовых отношений их совершенствование (финансовое право); • практическое применение форм финансовых отношений, т. е., составление и исполнение финансовых планов и прогнозов; • проверка, соблюдение, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль). Выработка форм финансовых отношений предполагает создание финансового механизма.
|