Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие финансового контроля в условиях перехода к рынку






 

Финансовый контроль как элемент управления существует с момента возникновения финансовых отношений. Достаточно высокий уровень развития финансовый контроль получил на территории Республики Беларусь в советский период, где в условиях государственной собственности осуществлялся всесторонний контроль за процессами в экономике и финансах. Начало переходного периода было связано с ослаблением финансового контроля, ликвидацией ряда контролирующих органов. Практика показала, что и в переходный период, и в условиях рынка экономика в целом и отдельные предприятия передаются в финансовом контроле.

Для повышения эффективности и действенности финансового контроля необходимо укрепление государственного контроля; развитие аудиторского контроля; компьютеризация труда специалистов различных контролирующих органов; координация деятельности всех органов контроля; разработка методической базы контроля с учетом особенностей объектов контроля (форма собственности, вид деятельности). В связи с выше указанными направлениями в Республике Беларусь осуществляется работа по совершенствованию финансового контроля, создаются новые или реорганизуются контролирующие органы.

Одним из важнейших направлений совершенствования финансового контроля является развитие аудиторской деятельности. Аудит является необходимым элементом рыночной инфраструктуры. История развития аудита берет свое начало в середине XIX века, когда появились первые бухгалтеры-аудиторы.

В Республике Беларусь этот новый вид финансового контроля появился в конце 80 – начале 90-х г. и связан с развитием рыночных отношений в стране.

Финансовый аудит представляет собой независимую деятельность уполномоченных на то организаций специалистов по проведению экспертизы и анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, по оказанию других видов услуг субъектам хозяйствования по их нарушению и за их счет.

Задачи аудита сходны с задачами государственного контроля: определить достоверность проверяемой информации, соответствие совершенных хозяйственных операций действующему законодательству. Вместе с тем имеются и отличия аудита от государственного контроля, осуществляемого в форме финансово-хозяйственной деятельности.

Основные отличия следующие:

1) аудиторская деятельность направлена на повышение эффективности деятельности предприятия, на обеспечение его платежеспособности, на предотвращение нарушений законодательства во избежание финансовых и экономических санкций, т. е. на защиту интересов клиентов. Ревизионная деятельность в первую очередь защищает интересы государства, обеспечивает соблюдение субъектами хозяйствования законодательства, нормативных актов с применением к нарушителям различных мер воздействия;

2) связи между проверяющей организацией и объектом контроля при аудите — горизонтальные, добровольные, на договорной основе, при проведении ревизий — вертикальные, в порядке административного назначения;

3) аудиторские услуги оплачивает клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством;

4) аудитор и ревизор могут проводить проверки выборочным методом. При обнаружении нарушений аудитор имеет право ограничиться выборочной проверкой и предоставить возможность самому клиенту исправить ошибки за весь период. Ревизор в данной ситуации должен провести сплошную проверку за весь проверяемый период для определения размера ущерба, установления виновных лиц;

5) эффективность аудиторской проверки определяется клиентом как соотношение затрат на аудит и результатов аудиторской проверки. Эффективность ревизии определяет соответствующий контролирующий орган. Количественно эффективность выражается размерами допричислений в бюджет налогов, других поступлений, величиной восстановленных виновными сумм растрат, хищений, потерь от бесхозяйственности;

6) результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении и рекомендациях для клиента. По результатам ревизии составляется акт, содержащий организационные выводы, взыскания, обязательные указания, выполнение которых впоследствии контролируется;

7) аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность полученной информации и результатов аудита, ревизоры имеют право предать их гласности.

В Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется Законом «Об аудиторской деятельности».

Развитие аудита как самостоятельной организационной формы финансового контроля, как элемента рыночной экономики является объективным процессом. Этот процесс получает свое дальнейшее развитие, так как для этого имеются объективные причины, взаимная заинтересованность в этом процессе и государства, и объектов хозяйствования и аудиторов. Уровень развития аудита будет свидетельствовать об уровне развития рыночных отношений в стране.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал