Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Комитет по образованию






Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Формирование мотивации достижений посредством создания ситуации успеха

В работе педагога дополнительного образования

 

Выполнила:

Надточий Ангелина Андреевна

студентка группы 4-16 группы

Специальность:

050148 «Педагогика дополнительного

образования»

 

Руководитель:

Мещерякова Елена Николаевна,

преподаватель психологии

подпись руководителя _____________

Рецензент:

Антонова Лидия Евгеньевна

подпись рецензента ______________

 

Санкт-Петербург

Введение

ГЛАВА1.Теоретическое обоснование проблемы формирования мотивации достижения успеха……………………………………………………………………………………………..7

1.1. Мотивация достижения, как педагогическая проблема………………………………....

1.1.1. Понятие о мотивах мотивации……………………………………................................

1.1.2. Типы мотивации: мотивация успеха и мотивация боязни неудач…………………...

1.1.3. Специфика работы педагога дополнительного образования в формировании мотивации успеха младших школьников…………………………………………………….

 

1.2.Ситуация успеха как способ формирования мотивации достижения…………………

1.2.1. Понятие о ситуациях успеха. Типы ситуации успеха…………………………………

1.2.2. Педагогические условия, способствующие созданию ситуации успеха в работе педагога дополнительного образования...................................................................................

Выводы к 1 главе…………………………………………………………….............................

 

ГЛАВА 2. Опытно – практическая работа по формированию мотивации достижения посредством создания ситуации успеха в работе педагога дополнительного образования

2.1.Исследование по выявлению количественного показателя мотивации «боязни неудач» и «мотивации успеха» детей младшего школьного возраста……………………………….

2.2.1. Методика исследования «Мотивация удачи и неудачи» А.Реана………………………………………………………………………………………….

2.2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………………………………………………

2.2.3.Составление конспектов занятий с использованием ситуации успеха для формирования мотивации достижения младших школьников……………………………...

Выводы по 2 главе…………………………………………………………...............................

Заключение...................................................................................................................................

Список используемой литературы…………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………….............................

 

 

 


 

Введение

Актуальность нашей работы определяется сложившимися в современной системе образования условиями, когда вопрос о мотивации учащихся может быть назван одним из важнейших. Педагоги – практики знают, что ребенок приходит в общеобразовательное учреждение с высокой мотивацией, но спустя какое-то время мотивация снижается и активность на занятиях падает, поэтому очень важно педагогам уделять внимание формированию мотивации достижения детей. Данная задача стоит перед всеми педагогами, работающими в общеобразовательных учреждениях, значит, и перед педагогами дополнительного образования детей. Федеральный государственный образовательный стандарт в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в п.10 подчеркивает личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. А именно: «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [2].

В законе об образовании в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» говорится о гуманистическом характере образования и возможности: «свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры»[1].

Все вышеперечисленные нормативные документы являются опорой для работы педагога дополнительного образования по направлению развития мотивации достижения у своих воспитанников.

Формирование мотивации – это воспитание идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию ребенка.[10]. Ведущий вид деятельности детей младшего возраста – учебная деятельность, в которой присутствует сильнейший мотивационный рычаг воздействия педагога: оценка. У педагога дополнительного образования нет такого рычага, значит, необходимо найти его, для того, чтобы воздействовать и побуждать к действию детей. Мотивация по отношению к учебной деятельности выполняет ряд функции: побуждает, направляет и организует, придает личностный смысл и значимость познавательной деятельности. Внеучебная деятельность должна способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала воспитанников. Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы помимо стимулирующих действий создавать условия для успешной деятельности детей. Поэтому поиск рычагов воздействия на воспитанников, активная жизненная позиция педагога дополнительного образования и его самообразование будут способствовать созданию условий для формирования мотивации достижения учащихся, как в познавательной, так и во вне классной деятельности.

Несмотря на большую работу, которая ведется в образовательных учреждениях по формированию мотивации достижения детей, педагоги с тревогой обращают внимание на ощущение утраты основного жизненного мотива – смысла жизни. Поэтому одной из первых задач, которые должны решаться педагогами, является создание условий для формирования положительной познавательной мотивации и дальнейшего ее развития у детей.

Важность этого вопроса освещается в разных периодических изданиях для преподавателей. Многих педагогов всегда интересовал вопрос, как же поддерживать у детей высокую мотивацию достижения? Так как мотивы формируются в процессе деятельности: познавательной и внеурочной, конечно необходима разумная организация данного процесса в целом, которая позволит детям работать с наибольшей эффективностью, и показать себя с наилучшей стороны, не испытывая морального напряжения и дискомфорта. Мотивацию достижения невозможно рассматривать без учета желаний и потребностей. В душе ребенка присутствуют самые различные желания и потребности. И одна из важных задач педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы сохранить именно тот мотив, который приведет ученика к успеху в какой либо деятельности. Для этого каждый педагог использует специальные меры, в том числе различные виды стимулирования. Самым эффективным стимулом является создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятии.

У человека есть два разных совершенно противоположных мотива, направленных на достижения успеха, и мотив избегания неудач. По поведению ребенка всегда можно определить, какой именно мотив преобладает у него.

Учащиеся, мотивированные на достижения успеха, стремятся добиться хороших результатов. У них твердая вера в успех, их работа вызывает положительные эмоции.

Дети, мотивированные на избегание неудач не верят в собственные силы, не испытывают удовольствия от своей работы, проделанная ими работа вызывает отрицательные эмоции, что приводит их к неудаче. Воспитанников, стоящих на позиции избегания неудач, привести к успеху довольно сложно, но возможно. Медленно шаг за шагом педагог дополнительного образования может создавать ситуации, где ребенок испытает маленькую, но победу. Благодаря этим ситуациям ребенок может почувствствовать себя успешнее увереннее опытнее. И успешные и неуспешные учащиеся ждут нашей помощи, понимания и поддержки.

Как мы им можем помочь? Как вызвать у них желание познавать новое? Мы педагоги можем помочь и пробудить внутренний потенциал каждого ребенка, создавая ситуации успеха на занятиях. То есть создавать на занятиях такие условия, которые помогут ребенку достичь хороших результатов, и избежать неудач. Педагог дополнительного образования на своих занятиях может применять приемы создания ситуации успеха разработанные А.С. Белкиным. Эти приемы, которые помогут ребенку почувствовать себя успешным и уверенным в себе, следовательно, будут способствовать повышению мотивации достижений.

Проблема исследования: Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения, но это не возможно без формирования у детей положительной мотивации достижения.

Цель исследования: Изучение теоретических основ формирования мотивации достижения успеха в работе педагога дополнительного образования, составление конспектов с использованием ситуаций успеха, разработанных А.С. Белкиным.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ научной-методической литературы по проблеме мотиваций достижения;

2. Рассмотреть использование ситуаций успеха в развитии мотивации достижения;

3. Выявить количественный показатель мотивации «боязни неудач» и «мотивации успеха»

4. На основе классификации ситуации успеха, созданных А.С. Белкиным, разработать и апробировать серию конспектов для формирования мотивации достижения у младших школьников

Объект исследования: Формирование мотивации достижения младших школьников в работе педагога дополнительного образования

Предмет исследования: Использование ситуаций успеха в формировании мотивации достижения младших школьников в работе педагога дополнительного образования

Гипотеза: Мы предполагаем, что мотивацию достижения успеха младших школьников, возможно, повысить, если будут соблюдаться педагогом специальные условия такие как

-Создание ситуации успеха на занятиях с использованием приемов А.С. Белкина, которые помогут ребенку чувствовать себя успешным и уверенным в себе.

Противоречие: В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие:

- между необходимостью использования специальных условий и приемов для повышения мотивации достижения младших школьников и неумение педагога правильно применять эти приемы на своих занятиях

Методы:

-Теоретический анализ научно – методической литературы

-Анализ продуктов деятельности

-Педагогическое наблюдение

-Тестирование по методике «МУН»(А.А. Реана)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал