Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключенного в товаре






Товарное производство является материальной основой рыночных отношений. Товарное производство – это такая общественная форма хозяйствования, когда продукт производится отдельными обособленными производителями, причём каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта и для удовлетворения общественных потребностей необходима купля – продажа на рынке. Таким образом, условием существования товарного производства является общественное разделение труда, а причиной – экономическое обособление товаропроизводителей, основанное на частной собственности на средства производства.

Продукт труда, произведённый специально для обмена и удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, называется товаром. Товар обладает двумя свойствами – потребительная стоимость и стоимость. Потребительная стоимость или полезность – способность удовлетворять какую-либо потребность. На рынке всегда обмениваются товары, различающиеся как потребительные стоимости, обмен осуществляется в определенных пропорциях. Количественное соотношение, пропорция, в которой потребительная стоимость одного рода обменивается на потребительную стоимость другого рода, есть меновая стоимость товара. Как потребительные стоимости товары различаются качественно, но как меновые они имеют лишь количественные различия. Меновая стоимость является внешней формой проявления стоимости.

Проблема соизмерения товаров при обмене в разных теориях рассматривается по-разному. Существуют три основные концепции стоимости:

1. Трудовая теория стоимости (Д. Рикардо, А. Смит, К. Маркс).

Стоимость – объективное свойство товара, определяемое общественно-необходимыми затратами труда, то есть труд – единственный источник стоимости. Стоимость создается в производстве и проявляется в обмене.

2. Теория предельной полезности (К. Менгер).

Стоимость (ценность) зависит от субъективной оценки его полезности потребителем и от редкости блага, и ценность выявляется на рынке. Стоимость – категория обмена, и в её создании принимают участие не только труд, но и другие факторы производства (земля, труд, капитал).

3. Неоклассическая теория стоимости (А. Маршалл).

Стоимость определяется взаимодействием рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (в этом смысле важна полезность), так и на стороне предложения (в этом смысле важны издержки производства, то есть затраты труда и другие факторы производства).

Двойственная природа товара, согласно К. Марксу, обусловлена двойственным характером труда. Труд любого производителя с одной стороны – это полезный труд, создающий определенные потребительные стоимости, а с другой – это затраты человеческой рабочей силы, труд вообще, независимо от его конкретных форм. Труд, создающий потребительную стоимость, Маркс назвал конкретным трудом. Конкретный труд качественно разнороден и несоизмерим. Труд, делающий товары соизмеримыми и создающий стоимость товара, называется абстрактным трудом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал