Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государства в рыночной экономике
Государство представляет собой мощную организацию, сплачивающую противоречивые интересы, вырабатывающую и во многом осуществляющую стратегию развития общества. Решающей экономической особенностью государства является то, что оно и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнёров не располагают никакие другие участники экономической деятельности. Их законные права устанавливаются государством. Данная особенность относится и ко всей системе власти, основанной на законе. Необходимость государственного регулирования обусловлена потребностями развития самой рыночной системы: 1. Чисто рыночное распределение не гарантирует право на справедливое благосостояние, без чего нет гражданского общества; 2. Рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать; 3. Стратегические права в науке не могут быть осуществлены без участия государства. Государственное регулирование экономики – система экономических и политических мер, осуществляемых государственными органами капиталистических стран. Объективная возможность государственного регулирования появилась с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Субъекты государственного регулирования – социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наёмные рабочие и хозяева предприятий, фермеры, земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, менеджеры, акционеры, государственные служащие и т. д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, принадлежностью к тому или иному региону, свои виды деятельности. Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и т. д. пожеланиями в государственные органы, ответственные за экономическую и социальную политику. Носители экономических интересов объединены в разных странах в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов и т.д. Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, рынок, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для формального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики – это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; накопление капитала; платёжный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения, (включая отношения между работодателями по найму, а также социальное обеспечение); подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда; внешнеэкономические связи. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. Исходя из этого, выделим основные функции государства в рыночной экономике, которые развиваются в двух направлениях: 1) поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; 2) усиление и модификация рыночной системы в соответствии с изменением условий развития. Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защита конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя). Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются: а) в перераспределительной политике в соответствии с принципами социальной справедливости; б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью экономической политики. Государственная деятельность не должна переходить границы рыночного механизма, государство в развитых экономиках интегрируется в рыночную систему.
|