Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Национального продукта
Инфляция (лат. – «вздутие») – болезнь бумажноденежного обращения, когда бумажные деньги потеряли связь с золотом. В такой ситуации масса бумажных денег, находящихся в обращении, приобретает исключительное значение. Если она превышает потребность товарного обращения, то возникает инфляция – падение покупательной способности каждой денежной единицы, что в свою очередь, ведет к росту цен. В ХIХ веке основной причиной инфляции были войны. Современная инфляция порождается тем, что, с одной стороны, золото ушло из обращения, с другой, существуют разные виды монополий. Такие как: монополия государства на эмиссию бумажных денег; монополия профсоюзов, задающая уровень зарплаты; монополизм крупнейших фирм на определение издержек производства, а в конечном итоге цен на сырье и конечные продукты. Механизмы инфляции проявляются через инфляцию спроса и инфляцию издержек. В случае инфляции спроса, денежный доход населения и предпринимателей растет быстрее, чем товарная масса. Возникает эффект: «много охотников – мало зайцев». Это возможно, когда государство начинает стимулировать эффективный спрос (кейнсианская политика). Инфляция издержек означает рост цен, обусловленный тем, что увеличиваются издержки производства на единицу продукции. Это ведет к сокращению прибыли, а значит, к уменьшению предложения товара. Рост издержек производства является объективным процессом, связанным, с одной стороны, с ростом цен на сырье и энергию, с другой, с увеличением заработной платы, ибо, чем цивилизованнее общество, тем выше зарплата. Возникает эффект инфляционной спирали. Виды инфляции: – в зависимости от пропорциональности роста цен: сбалансированная и несбалансированная; – в зависимости от темпов роста цен различают: умеренную, галопирующую, гиперинфляцию; – с точки зрения проявления: открытая и подавленная; – с точки зрения прогнозируемости: ожидаемая и непредвиденная. Измерение инфляции. Уровень инфляции измеряется при помощи индекса цен. Темп инфляции для текущего года определяется следующим образом. Из индекса цен текущего года вычитается индекс цен прошедшего года и делится на индекс цен прошедшего года, а затем умножается на 100. Последствия инфляции: – обесценивание денег нарушает пропорции между ценами товаров, и цена перестает быть информационным сигналом для принятия оптимальных экономических решений; – усиливается диспропорциональность в экономике за счет перелива капитала из сферы производства в сферу обращения; – падение интереса к долгосрочному инвестированию, рост риска инвестирования; – обесценивание денежных доходов населения. От инфляции наиболее страдает население с фиксированными доходами; – обесценивание сбережений, рост недоверия к кредитно-денежным учреждениям, отсюда следует уменьшение источников для инвестирования в экономику; – происходит перераспределение доходов между разными группами; – инфляция подрывает социально-политическую стабильность в экономике. Способы регулирования инфляции: Адаптивная политика: с инфляцией не борются, а к ней приспосабливаются с помощью индексации доходов. Возможна только в случае с умеренной инфляцией. Антиинфляционная политика: кейнсианская и монетаристская концепции используют различные сочетания таких мер как бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, политика доходов, валютное регулирование.
Фискальная политика государства. Государственный бюджет, бюджетный дефицит, государственный долг
Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. По существу, фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику. Общее правило можно сформировать так: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая госрасходы и (или) снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла. Соответственно различается экспансионистская, то есть стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Выделяют дискреционную и автоматическую фискальную политику. Дискреционная – политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Автоматическая фискальная политика базируется на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. Наиболее известными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период экономического подъема растут доходы домохозяйств, что позволяет взимать налоги по более высоким ставкам, вследствие чего темпы роста располагаемых доходов (после вычета налогов и обязательных платежей) начинают отставать от темпа роста национального дохода, а это, в свою очередь, сдерживает рост потребительского спроса. Рост доходов позволяет сократить расходы государства на социальные трансферты. В результате снижаются темпы роста совокупного спроса. В период экономического спада, наоборот, государство сокращает размеры налогов на корпорации, стимулирует экономический рост. Встроенными стабилизаторами являются также: изменение реального национального дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента. Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования. Госбюджет выполняет много функций, однако важнейших три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет и становится регулирующим экономику рычагом в руках государства. Структура госбюджета состоит из двух больших разделов: доходов и расходов – сведенных в обыкновенный баланс (платежный счет). Доходы бюджета представляют собой часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций. Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые доходы преобладают в структуре бюджетной системы. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государственных задач. Исходя из структуры расходных статей бюджета, выделяются расходы: на образование, культуру, здравоохранение, управление, внешнеэкономическую деятельность, содержание правоохранительных органов, обслуживание государственного долга. Размер доходной и расходной части бюджета определяется на стадии его составления и имеет ограниченный характер, предусматривающий жесткий централизованный порядок финансирования отраслей народного хозяйства. Приоритетные направления бюджетной политики на финансовый год закладываются в президентском бюджетном послании. В нем находит отражение и такой показатель как бюджетный дефицит (превышение расходных статей над доходными) или профицит бюджета (превышение доходной части бюджета над расходной без учета обслуживания государственного долга). Следствием бюджетного дефицита является государственный долг – сумма непогашенной задолженности государства – по полученным кредитам и плата за пользование этими кредитами. Причины государственного долга – это бюджетный дефицит и войны, кризисы и т.д.
|