Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кривая Лаффера. Налоговые системы во всех странах отличаются друг от друга, т.к
Налоговые системы во всех странах отличаются друг от друга, т.к. складывались столетиями под воздействием различных экономических и политических условий. Однако можно выявить основные налоги: подоходный налог на юридических и физических лиц, налог на добавленную стоимость, взносы в фонды социального страхования, акцизы, налоги на имущество и общие черты. Налоги – обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Функции налогов: – фискальная; – регулирующая; – стимулирующая. Все налоги построены по определенной схеме, т.е. имеют следующие элементы: – субъект налогообложения, объект налогообложения, единица налогообложения, налоговые ставки, льготы, порядок уплаты налога.
Способы взимания налогов: – кадастровый: объект классифицируется по каким-либо признакам, определяется степень его доходности и взимается налог (как правило, пропорциональный), например, на вмененный доход; – у источника: налог выплачивается до получения дохода, например, подоходный налог; – по декларации: после получения дохода, например, налог на прибыль. Принципы построения налоговых систем: – принцип получающих преимущество: налог платит тот, кто выигрывает от какой-либо правительственной программы, на которую собирается этот налог; – принцип пожертвования или уплаты по возможностям: физические или юридические лица, получающие доходы, платят налоги, затем они перераспределяются в пользу тех или иных слоев; Требования к построению налоговых систем Адама Смита: 1. Подданые государства обязаны участвовать в покрытии расходов правительства сообразно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства. Принцип справедливости. 2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Должны быть ясны время уплаты, способ и размер налога. Принцип определенности и стабильности. 3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика. Принцип удобства платежа. 4. Налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства. Принцип минимальности. Классифицировать налоги можно по различным признакам. В зависимости от характера налоговой ставки налоги бывают: – пропорциональные – взимаются по фиксированной ставке со всех доходов, не зависят от величины доходов (налог на добавленную стоимость); – прогрессивные – налоги, у которого ставка увеличивается с увеличением доходов (подоходный налог); – регрессивные – взимание более высокого процента с низкого дохода и меньшего процента с высокого дохода. В зависимости от способа взимания: – прямые – взимаются с доходов; – косвенные – устанавливаются в виде надбавок к рыночной цене и не связаны с размерами доходов, они поступают непосредственно в доход государства: акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины. В зависимости от получателя: федеральные, региональные, местные. В зависимости от объекта налогообложения: подоходный, на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость, на капитал, на вмененный доход. Основные недостатки налоговых систем: – множественность налогообложения; – сложная система исчисления налогов; – нестабильный характер налогов; – высокие налоговые ставки на предприятия. Основные требования к налоговой системе: – должна способствовать росту и эффективности производства; – должна стимулировать инвестиции и научно-технический прогресс; – должна способствовать созданию устойчивой налогооблагаемой базы; – на всей территории государства должны быть единые ставки налогов, которые могут незначительно отклонятся на местном уровне; – увеличение доли прямых налогов по отношению к косвенным для более эффективного социального выравнивания с помощью налогов; – необходимо упростить налоговую систему, уменьшить налоговые ставки, улучшить собираемость налогов. Реформы налогообложения основываются на различных экономических теориях, но наиболее популярной является теория предложения. Графической иллюстрацией последней служит кривая Лаффера (рис. 2).
Рис. 2. А – критическая точка налогообложения. А. Лаффер доказал, что одинаковый уровень поступлений в бюджет можно достичь и при достаточно низкой и при очень высокой ставке. Это происходит потому, что при более низкой налоговой ставке растут стимулы к увеличению производства, к инвестициям, к предпринимательской деятельности, уменьшению уклонения от уплаты налогов. Следовательно, экономически целесообразно снизить налоговые ставки, что приведет к росту экономической активности, выводу экономики из тени в реальный сектор, сокращению безработицы за счет развития производства, экономическому росту.
|