Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития предпринемательства.
Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды - 271, в царствование Ивана Грозного - 715, при царе Алексее Михайловиче - 923 Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений.[1] Частное предпринимательство зародилось в России давно и прошло долгий и трудный путь. Его зачатки можно найти во времена Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство. Зачинателями частной предпринимательской деятельности были купцы. Через Русь пролегали важнейшие торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали с Византией, с арабскими и европейскими государствами. Уже в 944 году русско-византийский договор позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии, занимающейся торговлей в условиях господства частной собственности.[2] Первый этап - зарождение предпринимательских отношений на Руси. Начало его связано с возникновением древнерусского государства, а окончание - с проведением политических и экономических реформ царем Петром I (IX - XVIII вв.). Рассматриваемый период характеризуется в основном развитием торговой деятельности индивидуальных предпринимателей.Как свидетельствуют исторические источники, уже в XI в. русские купцы были известны во многих странах мира. Центрами русской торговли и ремесла становились такие города, как Новгород, Киев, Псков, Тверь, Смоленск, Москва и др., в которых возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда съезжались для торговли различного рода индивидуальные предприниматели - купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры. Они совершали сделки, заключали договоры. Постепенно на Руси развивались традиции ярмарочной торговли.[3] Широкое развитие предпринимательства в России, отмечает историк Иловайский, было связано с исторически сложившимся характером народа - «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам». Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, русский историк академик В.Безобразов выделяет особо: чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движения, увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу имеющихся способов их достижения; практический расчет - умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями; самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению; трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия; сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств. Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет.[1] Второй этап в развитии индивидуального предпринимательства связан с возникновением и развитием более цивилизованных форм хозяйствования. Это царский период, окончание которого датируется 1917 год.[4] Периодом становления частного предпринимательства в России можно назвать конец XVII- начало XVIII века (годы правления Петра I). Реформы Петра I были продиктованы стремлением преодолеть отсталость страны и тем самым обеспечить ей национальную независимость, экономическое и культурное развитие, обороноспособность. Пётр I способствовал возникновению социального спроса на частную предпринимательскую деятельность в производстве. Именно он предложил государственный заказ на развитие важнейших отраслей российской промышленности, для чего требовались новые люди, обладающие предпринимательскими способностями.[2] Серьезное воздействие на развитие отечественного предпринимательства, в начале XVIII века в России, связано с преобразованиями начатыми Петром I, которые оказали положительное внимание в первую очередь на промышленное производство, что позволило стимулировать процесс создания условий для инвестиций в промышленность. Необходимо отметить при этом, что развитие мануфактуры в то время шло не естественным путем, как экономический процесс, а принудительно внедрялось сверху, что было связано со следующими причинами: · отставания Росси в этом вопросе от Запада; · необходимостью усиления государственности России; · существующее в России крепостничество способствовало развитию крупных мануфактур именно при административном управлении этого процесса; В результате такого подхода Россия вступила в мануфактурный период, хотя при этом не был окончательно сформирован класс (сословие) предпринимателей.[6]
Благоприятные условия для реализации лучших качеств, творческой инициативы и самостоятельности русского предпринимателя и работника создал Петр Великий, который по праву может быть назван крупнейшим предпринимателем России. Идея преобразовательной деятельности Петра построена на теории, что народ богатеет лишь тогда, когда сам производит все необходимое, при этом вывозит из страны больше, чем ввозит. Академик Струмилин пишет, что своими реформами и творческой инициативой Петр Великий впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству. И на этот путь вполне естественно прежде всего вступили твердой ногой выходцы из тех самых трудовых низов, которые получили свою подготовку в области так называемых «народных» ремесленно- кустарных промыслов Московской Руси. Вот почему во главе петровских заводов и мануфактур оказалось так много бывших кузнецов и всякого иного рода «тяглецов». Весьма характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей. И это, прежде всего, самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей - Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачевы, Шорыгины, Бардыгины, Разореновы, Зимины, Коншины, Балины, Горбуновы, Скворцовы, Миндовские, Дербеневы, Локаловы, Дордоновы, Клюшниковы, Елагины, Заглодины и многие другие За каждым из этих предпринимателей - организация огромных производств, снабжавших своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.[1] В 1698 г. Петр I разрешил " купецким людям торговать так, как торгуют в иных государствах: компаниями". Это было сделано для того, чтобы мелкие купцы и ремесленники могли объединять свои капиталы и заниматься промышленностью и торговлей в крупных масштабах. Правительство Петра I всячески содействовало созданию таких компаний, предоставляло им средства, льготы, освобождало от некоторых повинностей. Оказывая помощь в организации компаний, царское правительство установило строгий контроль мануфактур-коллегии и коммерц-коллегии над их производственной и финансовой деятельностью. Члены компании выбирали из своей среды правление и ревизионную комиссию. Компании несли материальную ответственность в пределах своего складочного капитала. Споры, возникавшие из договора товарищества, рассматривались третейским судом[4] Дальнейшее совершенствование законодательства в период правления Екатерины II активно способствовало развитию предпринимательства. Ею отменяются все возможные ограничения, объявляется об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. Благоприятствовали развитию деловой инициативы в купеческой среде правительственные указы, направленные на стимулирование конкурентной борьбы между индивидуальными предпринимателями не только в торговой, но и в промышленной сфере, при одновременном введении для них новых льгот. Большое значение в этот период приобрела задача обеспечения русского купечества кредитами на льготных условиях. При Петербургском порте в 1754 г. правительственным указом был учрежден Купеческий банк.[5] В 1785 году российские предприниматели получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте все купцы были разделены на три гильдии. К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тысяч рублей. Она получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой и розничной торговли в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати, а также от личной рекрутской повинности.[1] Особо следует отметить развитие в рассматриваемом периоде индивидуального предпринимательства среди крестьянского населения. Крестьянам разрешили выкупать так называемые свидетельства - аналоги современных лицензий. В дальнейшем законодательство позволило крестьянам торговать в лавках, иметь складские помещения и осуществлять оптовую торговлю.[4] Переломным моментом в становлении частного предпринимательства в России считается начало XIX века. Если в XVIII веке во многих случаях развитие предпринимательских отношений инициировали государственные заказы, то в XIX веке появились первые признаки свободы. Политика раскрепощения производительных сил страны, покровительства частнохозяйственной деятельности вызвала бурный рост фабрик, заводов. В этот период начали активно создаваться объединения предпринимателей, которые участвовали в подготовке проектов законов по хозяйственной политике и в пропаганде технических новаций, давали консультации и советы по различным аспектам бизнеса и предпринимательства. Продолжается совершенствование и систематизация российского промышленного законодательства в направлении либерализации условий промышленного предпринимательства. Принятые меры открывали всем и каждому путь к осуществлению предпринимательской активности в промышленной сфере, имели ощутимое влияние на усиление производственной деятельности. Но правительство, давая возможность всем желающим посвятить себя предпринимательству, наложило и некоторые ограничения на устройство заводов и фабрик.[2] Реформы Александра II 60 - 70-х гг. XIX в. разделили историю России на дореформенный и пореформенный периоды. Последний можно назвать " золотым веком российского предпринимательства". С отменой крепостного права манифестом 19 февраля 1861 г. крестьяне получили потенциальную возможность для занятия предпринимательством. В целом темпы русского предпринимательства в XIX в. были просто поразительны. С 1802 по 1881 гг. численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более чем в 8 раз. Только за 1804 - 1863 гг. производительность труда увеличилась почти в 5 раз. С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10 - 20 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.[5] Отмена крепостного права дала возможность более свободно заниматься частной предпринимательской деятельностью. С тем, чтобы ускорить устремлённость частных капиталов в развитие промышленности правительство Александра II понизило проценты по вкладам. Это дало толчок промышленному и коммерческому движению. Стали создаваться структуры, которые соответствовали новому типу экономических (рыночных) отношений.[2] Развитие промышленного предпринимательства в дореволюционной России закончилось подъемом в 1909-1913 гг. Главным фактором подъема стал рост благосостояния населения России, что подтверждает следующий факт: государственный заказ обеспечивал потребление металлургической продукции только на 7%, а свыше 70% приходилось на широкий рынок. При этом увеличилась доля отечественного капитала в акционерных обществах с 20 до 30%. Тяжелая промышленность увеличила свое производство на 83%, а легкая – на 35%, а среднегодовые темпы роста промышленного производства составили 5, 8%, тогда как в США -5, 2%, в Германии – 4, 5%. По техническому уровню промышленности Россия занимала ведущее место, например по энерговооруженности она опережала и Германию и Францию.[6] Развитие предпринимательства в начале XX века, характеризовалось как монополистическая стадия предпринимательства. Монополия – исключительное право на производство и реализацию какой-либо продукции. Монополия – очень крупное предприятие или группа предприятий с высоким уровнем дохода. Монополистический капитализм (империализм) — господство монополий в экономике. Империализм в России имел две главные особенности: · Сохранялись феодальные пережитки, главными из которых были царское самодержавие, государство типа восточной деспотии, выражающее интересы дворянства, привилегированного сословия, тогда как буржуазия не имела политической власти. · Государство по-прежнему занимало господствующие позиции в хозяйстве страны. В России был большой государственный сектор хозяйства.[4] Советское (социалистическое) предпринимательство стало прямым продолжением дореволюционного государственного предпринимательства, с той только разницей, что теперь советское государственное предпринимательство включало в себя все народное хозяйство страны. Механизмом перевода в государственную собственность стала национализация. Для управления всем хозяйством страны был создан ВСНХ – центральный государственный орган управления хозяйством.[5] В современных социально-экономических отношениях, сложившихся в последние годы в России, особая роль принадлежит предпринимательству. Предпринимательство является движущей силой при формировании рыночной экономики, при этом оно осуществляет значимые социальные и экономические функции, прежде всего это повышение уровня социальной защищенности населения, а так же стимулирование экономического роста и научно-технического прогресса. Оно является одним из важнейших видов человеческой деятельности, обеспечивая реализацию творческих потребностей человека в формировании своего места в экономике, в то же время оно обеспечивает личные доходы, позволяющие реализовать потребности в других областях. [6] Формирование предпринимательства требует наличие ряда определенных условий: экономических; социальных; правовых.[1] Экономическими условиями являются: · предложение товар, услуги и спрос на них; · виды (ассортимент) товаров, востребованные потребителями; · объем денежных средств, который может быть направлен на приобретение товара; · имущественная поддержка. Социальными условиями формирования предпринимательства считаются: · условия работы (рабочее место, уровень заработной платы, психологический климат в коллективе); · предоставление покупателю товара, отвечающего моде, вкусу, нравственно – культурным и религиозным убеждениям; · предоставление социальных условий работникам, охрана здоровья, сохранение рабочих мест; · подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, стажировка.[2] К правовым условиям формирования предпринимательства относятся законы, нормативно–правовые акты, регламентирующих предпринимательскую деятельность, и создающих наиболее благоприятные условия для его становления и развития: · упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; · защита предпринимателя от чиновничьей бюрократии; · совершенствование налогового законодательства, с целью стимулирования развития предпринимательства; · создание государственных центров по поддержке и развитию предпринимательства; · усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. [1] Возрождение российского предпринимательства напрямую связано с началом проведения реформ в Советском Союзе – перестройки. Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в советском обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.[6] С мая 1987 г., после принятия закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», начался очень быстрый рост числа граждан, желающих самостоятельно заниматься бизнесом. Повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) (с 429 тыс. человек в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или на 69%), показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Этим законом снимались ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т.п. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям[1] Ключевым в реформировании экономики явился закон «О кооперации в СССР», принятый в 1988 г. Кооперативы дали предпринимателям необычную для тех лет хозяйственную свободу, позволили легализовать накопившийся за долгие годы заряд предпринимательской активности. В то время малое предпринимательство было наиболее динамично развивающимся сектором советской экономики. За короткий период (1988–1989) количество кооперативов в общественном питании, сфере бытовых услуг, строительстве и производстве товаров возросло более чем в 10 раз, аналогичным образом изменилась и численность занятых. При этом объем реализуемых ими товаров и услуг увеличился в 20 раз. Кооперативы, обладавшие мощным зарядом легализуемой предпринимательской активности, отличала предельная для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности. Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала.[5] По мнению Ю.Н. Попова и М.Е.Тарасова в послевоенные годы к малому предпринимательству можно было отнести: «Для большой полноты можно добавить такое специфическое советское проявление предпринимательства, как сезонные строительные бригады («шабашники»)». Авторы так же включают в «сектор малого предпринимательства» - «цеховиков», продукция которых производилась без учета и контроля, определенную часть директоров небольших и средних предприятий, сбывавшие часть производимой продукции «налево», т.е. лицам, которые не были включены в реестр получателей. [6] К представителям этого сектора можно добавить студенческие стройотряды, которые как и «шабашники» использовали в своей деятельности элементы фиктивной экономики – «приписки» (фиктивные объемы якобы произведенных работ, услуг).[4] Специфика «предпринимательской деятельности» в советский период заключалась в том, что она базировалась на тотальном дефиците потребительских товаров и материально-технических ресурсах. Однако, несмотря на долгие годы запретов и сформированный советской идеологией «образ врага», дух предпринимательства в нашей стране не был полностью уничтожен. В середине 1980-х гг., с началом экономических реформ, в обществе появилась надежда на радикальные изменения в экономике.[5]
|