Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций
Мероприятие по профилактике чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно. Деятельность мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий. Мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения. Мероприятие по профилактике чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям: – мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций; – рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; – предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала; – предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; – разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств; – декларированию промышленной безопасности; – лицензированию деятельности опасных производственных объектов; – страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; – проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; – государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности; – информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; – подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Огромный потенциал в деле снижения рисков чрезвычайных ситуаций заключается в использовании для оперативного информирования и оповещения населения комплексной системы, включающей в себя федеральные, региональные и местные информационные центры, соединенные с различными оконечными устройствами отображения информации. Такими устройствами в местах массового пребывания людей наружные и внутренние электронные табло с видеокамерами (для обеспечения обратной связи и профилактического наблюдения). В других местах оконечными устройствами могут служить мобильные телефоны, портативные компьютеры с беспроводным выходом в интернет, бытовые радио и телеприемники. На указанные устройства может выводиться информация о возможных чрезвычайных ситуациях, характере их поражающих факторов, правилах безопасного поведения, сигналы оповещения. Наличие обратной связи позволяет в этом случае осуществлять интерактивный процесс обучения, а также профилактическое наблюдение и мониторинг мест массового пребывания людей. В настоящее время особое значение приобретает борьба с терроризмом. В связи с этим разрабатывается и осуществляется комплекс следующих мероприятий: – уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов; – разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов; – внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов; – осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и повышение готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов; подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, – использование которых возможно при совершении террористических актов; – определение перечня и разработка специальных мероприятий по обнаружению и обезвреживанию средств совершения технологических террористических актов. В качестве профилактических мер на объектах целесообразно использовать следующее: – ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию; – установка систем сигнализации, аудио и видеозаписи; – тщательный подбор и проверка кадров; – использование специальных средств и приборов обнаружения взрывчатых веществ; – организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий с работающим персоналом; – регулярный осмотр территорий и помещений При рассмотрении задач, возложенных в рамках ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на организации (объекты), в частности на метрополитены, можно выделить следующие: – предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; – проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; – выполнение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действии, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; – первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; – обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Реализация данных мер предполагает содержание всего оборудования метрополитена в постоянной готовности к задействованию при чрезвычайной ситуации. Согласно Федеральному закону «О гражданской обороне», руководителем ГО и ЧС на предприятии является его руководитель. Таким образом, начальник метрополитена несёт персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО, ЧС и ПБ на метрополитене [12].
|