![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория массовой коммуникации: особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции СМИ, социальные эффекты.
Коммуникация — это процесс обмена информацией, пересылка сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения последовательности или структуры содержания. Дискурс — логически целостная, опосредованная, социально обусловленная единица коммуникации. В теории коммуникации дискурс — это социальный процесс, в который включен текст. Тексты – это сообщения, которые передаются в процессе коммуникации. Тексты могут быть выражены иконически (визуально, изобразительно), графически, а также риторически (словом, фразой). Коммуникативный акт – это процесс передачи сообщения от коммуникатора к реципиенту. Формальным критерием завершенности коммуникативного акта является наблюдаемый коммуникатором факт принятия реципиентом от него сообщения, т.е. наличие подтверждения с помощью обратной связи. Барьеры в коммуникации: - технические; - психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание или, например, способностью к скорописи); - знаковый и смысловой (подразумевает неспособность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте); - ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации). Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений, информации с помощью средств массовой коммуникации среди численно больших и рассредоточенных аудиторий с целью информирования, утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического, культурного давления на мысли, чувства и поведение людей. По определению Тамары Васильевны Науменко, «сущностью массовой коммуникации как деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей,... которые всегда являются оценками тех или иных социальных общностей, групп». Субъектами массовой коммуникации являются «социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования». Впервые понятие в 30-е годы сформулировал американский социолог Гарольд Лaccyэлл, анализируя язык политической пропаганды. Он определил «три функции массовой коммуникации: 1) информационную функцию, или обозрение окружающего мира и выявление всего того, что могло бы поколебать систему ценностей социальной общности или ее частей; 2) преобразующую функцию, или воздействие на общество через обратную связь; 3) познавательно-культурологическую функцию, или передачу культурного наследия». Дэннис МакКвейл (Амстердамский университет) предложил семь основных характеристик массовой коммуникации: 1) направленность на большие аудитории, 2) открытость, публичный характер; 3) сложная формальная организационная структура; 4) социально-культурная неоднородность аудитории, участвующей в процессе коммуникации; 5) коммуникант, как правило, обладает знанием о социальном статусе коммуникатора; 6) коммуникация выполняет функцию сплочения аудитории вокруг общей цели во имя решения общих задач; 7) одновременный контакт с большим числом людей, удаленных друг от друга и от коммуникатора. В зависимости от канала распространения информации массовая коммуникация может носить формальный и неформальный характер. Формальная – коммуникация в форме текстов того или иного технического канала массовой коммуникации. Неформальная – это, в основном, устная коммуникация в виде слухов, сплетен, анекдотов, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла. Каналом формальной коммуникации с большими аудиториями являются средства массовой коммуникации. К ним относят телекоммуникацию, информатику и средства массовой информации, или масс-медиа. Телекоммуникация – это технические службы, обеспечивающие прием и передачу информации. Информатика – система переработки данных с помощью компьютеров. Появление средств массовой коммуникации стало настоящей революцией. В Европе точкой отсчёта обычно называют 1438 г., когда Иоганн Гутенберг основал первую европейскую типографию. Он разработал новую технологию процесса печати, использовав подвижные литеры. Массовая информация – это вид социальной информации, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью средств массовой информации и которой хотя бы на одном из этапов ее жизненного цикла оперирует массовая аудитория. Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации. К характерным чертам массовой информации относятся: - направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т.п.); - направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам; - способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества; - доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения; - возможность интерактивного (благодаря современным информационным технологиям) обмена информацией взаимодействующих сторон; - регулярность поступления; - открытость для участия в работе органов информации в различных формах. Группы эффектов воздействия СМИ по Болл-Рокичу и Де Флюэру (на основании общих эффектов коммуникации) Эффекты когнитивные: формирование установок; определение приоритетных тем; расширение представлений людей; уточнение ценностных ориентации. Эффекты аффективные: формирование чувств обеспокоенности, страха; влияние на моральное состояние и степень отчуждения в обществе. Эффекты поведенческие: активизация (или не активизация) какой-либо деятельности; направление различных видов акций (например, политических демонстраций); провоцирование альтруистических проявлений (кампании благотворительности). 5. Концепции эффектов воздействия СМИ на социальные группы и общество Концепция «повестки дня». Эффект воздействия на формирование общественного мнения определяется прежде всего избирательным вниманием коммуникатора, который устанавливает «повестку дня». Из сообщений средств массовой коммуникации аудитория не только узнает о событиях, но и получает информацию об их относительной важности. Таким образом формируется база знаний аудитории, на основе которой формируются мнения и принимаются решения. Особенность подхода в том, что при формировании «повестки дня» следует учитывать особенности той или иной части аудитории.
|