Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды налоговых льгот и механизм их применения






Льготы относятся к числу важнейших инструментов налоговой политики. В настоящее время предоставление налогоплательщикам разнообразных льгот характерно для большинства государств, в том числе Российской Федерации, действующее правовое регулирование которой предусматривает значительное число налоговых льгот.

Правовые явления, рассматриваемые законодателем в качестве налоговых льгот, обладают различными существенными признаками, которые могут служить основаниями их деления. В связи с этим допустимо несколько вариантов классификации налоговых льгот.

Классификация налоговых льгот имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение: позволяет более глубоко исследовать налоговые льготы как правовой институт, лучше понять их юридическую природу, определить особенности правового режима и характерные проблемы регулирования отдельных их видов.

Согласно НК РФ льготы по региональным налогам вправе устанавливать законодательные (представительные) органы государственной власти всех субъектов РФ, т.е. их предоставление относится к полномочиям не одного, а многих, не зависящих друг от друга органов публичной власти. Тем не менее нормативному регулированию налоговых льгот, осуществляемому разными субъектами РФ, в определенных случаях свойственны одинаковые недостатки. Это позволяет сделать вывод о существовании типичных - характерных для правового регулирования конкретных видов налоговых льгот - проблем. При таких условиях исследование соответствующих проблем невозможно без рассмотрения классификации налоговых льгот.

Федеральные, региональные и местные налоговые льготы

В зависимости от того, по какому налогу предоставляются льготы, выделяют:

· льготы по федеральным налогам;

· льготы по региональным налогам;

· льготы по местным налогам.

Одна из основных классификаций, которая также имеет отражение в действующем налоговом законодательстве (п. 3 ст. 56 НК РФ)[1].

Однако в целях выявления типичных для правового регулирования проблем необходимо рассмотреть другую классификацию, а именно деление налоговых льгот в зависимости от того, к компетенции каких публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований) относятся вопросы их установления и отмены. По этому критерию налоговые льготы можно разделить:

1) на федеральные (устанавливаются и отменяются на федеральном уровне);

2) региональные (устанавливаются и отменяются на региональном уровне);

3) местные (устанавливаются и отменяются на местном уровне).

Вышеуказанные классификации тесно взаимосвязаны между собой, так как по федеральным, региональным и местным налогам предусмотрено право соответствующих уровней правления по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения в пределах, предусмотренных НК РФ. Однако нельзя говорить о полной взаимосвязи этих классификаций, так как, например, по налогу на прибыль организации, который является федеральным налогом, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков.

Компетенция публично-правовых образований по регулированию налоговых льгот в общем виде определена в ст. ст. 12 - 15 и 56 НК РФ: местные льготы могут устанавливаться лишь по местным налогам, региональные - лишь по региональным налогам, федеральные - по всем налогам. Таким образом, на федеральном уровне осуществляется регулирование льгот не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

Налоговые льготы для физических и юридических лиц

В зависимости от налогоплательщиков, которые имеют право применять льготу:

· льготы для физических лиц;

· льготы для юридических лиц (организаций).

Также, при определении целевой направленности действия льгот, кроме определения объекта, который имеет право на получение льготы, необходимо установить лицо, фактически являющееся получателем данных преимуществ, то есть бенефициаром[6].

В зависимости от конечного выгодополучателя:

· льготы, при применении которых выгополучателем является сам налогоплательщик (льготы по прямым налогам);

· льготы, при применении которых выгополучателем является потребитель, приобретающий товар налогоплательщика (льготы по косвенным налогам в отношении товаров, спрос на которые эластичен по цене);

· льготы, при применении которых выгополучателем является лицо, предоставляющее налогоплательщику ресурсы (льготы, которые вводятся с целью поощрения приобретения ресурса у тех лиц, которые нуждаются в поддержке государства);

· льготы, при применении которых выгополучателем является и сам налогоплательщик, и потребитель его услуг, и лицо, которое снабжает налогоплательщика ресурсами в различной степени (льготы по товарам спрос по которым не эластичен по цене);

· льготы, по которым невозможно определить конкретного выгополучателя. Принято считать, что от таких льгот положительный эффект достигается обществом в целом в результате изменения внешних факторов.

5. В зависимости от содержания льгот:

· социальные льготы (способствуют созданию необходимых условий для нормальной жизнедеятельности человека, путем уменьшения существующих неблагоприятных факторов в субъектах);

· экономические льготы (способствуют созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, увеличения привлекательности инвестиций)[15].

6. По форме предоставления:

· льготные режимы налогообложения (предоставляют более благоприятные условия налогообложения для определенной категории налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям). Данный вид налоговых льгот также в своих работах выделял И.А.Майбуров, считая их не привязанным к конкретным элементам налогообложения.

· льготы в виде освобождения (полный или частичный вывод из-под налогообложения конкретной категории налогоплательщиков или налогоплательщиков, соответствующих установленным критериям);

· льготы в виде изъятия (вывод из-под налогообложения определенные части объекта налогообложения);

· льготы в виде вычетов (уменьшение величины налоговой базы);

· льготы в виде скидки (использование пониженных или нулевых налоговых ставок);

· льготы в виде отсрочки, рассрочки и кредиты (позволяют изменить срок уплаты налога)[4].

В настоящее время насчитывается более 200 налоговых льгот, которые предоставляются налогоплательщикам в Российской Федерации в различных формах; в том числе предоставляемых в форме вычетов, изъятий, освобождений около 30, в то время как в Соединенных Штатах Америки – около 100, Великобритании и Франции – 70-80[8].

Государство на этапе определения набора налогов, применяемых на конкретной территории, и соответственно состав налогоплательщиков, а также элементы налогов, такие как объекты налогообложения, налоговые базы и налоговые ставки, закладывает механизм налогового льготирования путем включения/исключения из налоговых обязательств конкретного налогоплательщика и/или элемента налогообложения[11].

Хотелось бы отметить, что в действующем законодательстве отсутствует закрепленный перечень видов налоговых льгот, а обозначить вышеуказанную классификацию как окончательную на длительный период, считаю не правомерным, так как во время постоянного развития государства, возможно появление новых налогов, тенденций, которые связаны с осуществлением политических, экономических и других целей, а также видоизменение и отмена действующих налогов [27].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал