Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Башкирские дороги
Несмотря на наличие значительной исторической литературы, имеется немало неясных и спорных моментов в истории Башкортостана. К одним из них относится время возникновения и функционирования в Башкортостане административных единиц под названием «дорога». Известно, что территория Башкортостана до конца XVIII века была разделена на четыре административно-территориальных области — дороги. Относительно конечной даты существования дорог среди исследователей почти нет разногласия. Но о времени происхождения дорог их мнения сильно расходятся.[22] О существовании дорог в раннем средневековье имеется несколько гипотез. По И.Г.Акманову, в Башкортостане «сохранилось старое ее деление на «дороги», которых было четыре. Дорога — термин, который ведет свое начало от монгольского слова «даруга» — начальник. В Башкортостане со времен господства Золотой Орды обозначал административную единицу» Как известно, дороги имели следующие названия: Казанская, Ногайская, Сибирская и Осинская. Имеют отображение на рис. 3сделанный на Corel DRAW X6. Таких наименований в период Золотой Орды никто не мог знать, поскольку их просто не было, потому что еще не существовали ханства с такими названиями.[23] Административные дороги были образованы вслед за строительством Уфы в 1586 году и учреждением одноименного уезда с центром во вновь основанном городе. Дороги могли появиться одновременно. Вместе с тем одна из четырех сторон — Осинская — была образована позже. Лишь в 90-х годах XVI века на речке Осе, притоке Камы, была воздвигнута Никольская слобода, чуть позже переименованная в Осинскую. Исходя из этого можно заключить, что только в конце XVI — начале XVII веков стали функционировать Казанская, Ногайская, Сибирская и Осинская дороги, известные в истории Башкортостана до 1798 года. Доказательством того, что именно в то время возникли дороги являются первые сведения из названного выше шэжэрэ. Цель учреждения административно-территориальных дорог — облегчить управление огромным по территории Уфимским уездом и сбор ясака с неподатного населения — с рядовых башкир. Кантонная реформа 1798 года положила конец функционированию дорог, о чем писал А.Н.Усманов. С этого времени в прошениях указывались губерния, уезд, номера башкирских кантонов и войсковых юртов (команд). В последующем в них и других документах ни разу не упоминались дороги.[24] Рисунок 2.3.3.1 Границы башкирских дорог
|