Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Тургенева ивана сергеевича






(1818-1883)

1. Общие сведения о жизни и творчестве

2. Очерки «Записки охотника»

3. Романы «Рудин» и «Накануне».

4. Роман «Отцы и дети»

5. Цикл «Стихи в прозе».

 

Общие сведения. Один из крупнейших писателей 19 в. С мировым именем, писал только о Русской жизни, хотя долго жил за границей.

Жорж Санд о нем: «Учитель, все мы должны пройти через вашу школу».

Томас Манн, Голсуорси, Моруа: в письмах отмечали, что у него учились писать, СЛОВЕСНО рисовать образы.

Александ III-й, узнав о смерти: «Одним нигилистом стало меньше».

В Москве хотели устроить заседание после смерти Тург., доклад – Льва Толстого, но правительство запретило.

Англ.журнал в некрологе писал: «Европа единодушно дала Тургеневу первое место в современной литературе».

Разносторонний талант – прозаик, поэт, драматург, художник (рисовальщик, карикатурист), пропагандист русской культуры в Западной Европе (вторую половину жизни жил во Франции).

Рано стал известен антикрепостнической позицией своей («Записки охотника»). В начале 1860-го года уезжает лечиться за границу и потом больше жил во Франции, лишь изредка наезжает в Россию. Был «почтовым ящиком» для писем из России – для Герцена в «Северную пчелу» и «Колокол».

Своеобразие тв-ва – начал как романтик, но быстро стал реалистом.

Метод – критический реализм, а в конце жизни (особенно в «Стихах в прозе») главный принцип – общечеловеческий реализм, или неореализм (как сегодня говорят).

Наиболее Полное собр.соч. – в 28 тамах (15 томов – соч., 13 томов писем) в 1968 году.

Жизненный путь – родился в дворянской семье. Мать – деспотична, «Салтычиха» - всем доставалось. И сын больше сблизился с крестьянами, дворовыми. Ласку и справедливость находил у крепостных нянек и дядек.

Об этом – в книге «Тургенев» из серии ЖЗЛ.

Учился в Моск. ун-те, Петербургском ун-те. Знал о передовых кружках (но не входил). Изучал философию в Берлинском ун-те, там познакомился с Грановским, Станкевичем.

Защитил диссертацию по философии, но работать профессором было негдеНиколай 1-й решил, что философия – вредный предмет и запретил кафедры философии в ун-тах России.

Стал работать в канцелярии Министерства внутр. дел. Быстро вышел в отставку и занялся литературным трудом.

Взгляды – философские. Тянется к народу, революционерам. Лучшие друзья – Герцен, Белинский, Некрасов. В юности дал себе клятву силы отдать борьбе с крепостным правом. Но он и скромный, умалял свой талант, стоял больше за постепенные преобразования сверху, а не за резкие социальные бои и революции. Отсюда его отнесли к лагерю либералов-постепеновцев.

Раннее творчество – в 1830-е годы начал с подражаний и романтических стихов и прозы.

Первая поэма «Стено» - подражание Байрону, но без его образов-символов, герои были конкретные.

Затем – поэмы «Поп» и рассказ в стихах «Параша» - критика пошлости дворян, подражание Онегину и Татьяне. Белинский дал высокую оценку. Суровая мать была растрогана, когда прочитала поэму и оценку, данную Белинским.

Поэма «Разговор» близка к «Мцыри» Лермонтова, а поэма «Помещик» - следование сатирическим приемам Гоголя. Повесть «Петушков» близка к «Шинели» Гоголя.

Т.е. в 30-40- годы – учился и шел от романтизма к реализму. Стал реалистом социально-критического направления. Эпические, лиро-эпические, лирические произведения.

Зрелое творчество – 40-50-80-е годы. Против крепостного права, видит уход дворянства со сцены жизни, как и Гончаров («Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо»), сочувствовал революционерам, чуткий ко всему новому («Отцы и дети») и певец русской женщины (рассказ «Ася», роман «Накануне»), автор философских миниатюр («Стихи в прозе»).

 

«Записки охотника» (1847-1851; 5 лет из номер в номер в «Современник») –

1) НОВИЗНА РАССКАЗОВ. - В учебниках нет об этом.А Салт.-Щедрин писал: «Это начало целой литературы, где объект – народ и его нужды». Белинский: «С такой стороны к народу еще никто не подходил».

Сам Тургенев: «Успех «Хоря и Калиныча» (где два положит. типа крестьян) породил мои «Записки охотника». Появились один за одним 22 рассказа.

Здесь крестьяне – ГЛАВНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ.

Их положение и их душа, взгляды и судьбы – и восхищение народом.

 

2) О ЖАНРЕ учебник не говорит. ЖАНР – цикл очерков.

ОЧЕРК – рассказ на основе непосредственных наблюдений рассказчика-ОХОТНИКА, внешняя последовательность случайных наблюдений. (Конфликт скрыт в глубине).

По цензурным соображениям – вроде бы частность, случайность, это можно разрешить цензуре, а обобщения делать нельзя.

ЦИКЛ – ряд рассказов-наблюдений, скрепленных единством мысли рассказчика.

 

3) МЕТОД – не натурализм, как писали а его время (НАТУРАЛИЗМ – это описание мелочей случайных, частного характера без глубоких обобщений),

а РЕАЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙантикрепостнический характер, противоречия между народом и крепостниками, крепостнической системой.

Пример – едет лирич. герой-охотник с помещиком и замечает: Петух выбежал на дорогу … хотел крикнуть, но сконфузился и сбежал. Маленькие дети, увидев помещика, бегут к дому, голым брюхом ложатся на порог и переваливаются в хату.

Пример

 

Общий конфликт – противоречие между дворянством и крестьянством.

Главная идея: протест против крепостничества и величие крестьян как людей.

 

«Хорь и Калиныч» - различие нравственных свойств дворян и крестьян.

1. Нравственное убожество, паразитизм помещиков. Барин Полутыкин – сам ни в чем не разбирается, не умеет, все за него крестьяне делают, а он лишь страстный охотник. Живет на франц. лад, но невежествен: у его повара мясо пахнет рыбой, рыба – грибами, макароны – порохом, а он хвалит.

2. Нравственное богатство крестьян:

Крестьянин ХОРЬ – рационалист, практик, скептик, административная голова, страсть к новшествам, бережливость. Хозяйственный мужик.

Крестьянин Калиныч – романтик, мечтатель, кроткий мужик, ценитель прекрасного.

Наблюдательный: «Славная погода завтра будет», сказал я. «Нет, дождь пойдет – возразил мне Калиныч, - утки вон плещутся и трава больно сильно пахнет».

 

В РАССКАЗАХ – есть разные Типы помещиков:

а) Хвалынский - богатый вельможа, величественный, генерал в отставке - в рассказе «Два помещика» - высокомерный, говорит свысока, грубый солдафон, скупой и самодур, охотник до прекрасного пола.

б) Помещик СТЕГУНОВ, маленький, но тоже откровенно жестокий, из рассказа «Два помещика» (любил слушать, как наказывают розгами крестьян – приговаривал в такт свиста розог: «Чюки-чюк-чюки-чюк!»).

в) есть «гуманный помещик» - иронически нарисованный помещик ПЕНОЧКИН из рас. «Бурмистр» (внешне культурный, образованный, ласковый, любит музыку, все английское, говорит с франц. фразами; Все его крестьяне и крестьянки одеты по-английски. НО вот подали ненагретое вино, так он слуге говорит: «Почему вино не нагрето? … Насчет Федора (повара)… распорядись», т.е. розгами наказать его). При его появлении в селе крестьяне разбегаются.

в) помещики нового типа – есть владелец конного завода (начало превращения помещиков в дельцов).

 

В рассказах – тема бездушия помещиков и человечности крестьян, даже тех, кто вынужден блюсти барский порядок.

Случай («Бирюк» - суровый лесник): крестьянин, не найдя помощи у помещика, от голода, срезал дерево и вез домой. Его поймал лесник (Бирюком прозвали его). Крестьянин возмутился: «а как жить?.. Ну погоди, душегубец». Лесник (тоже крестьянин) отпустил его - он человечнее барина.

Рассказ «Льгов» - жизнь Сучка, который, по барскому капризу, был и козачком, сапожником, фалетором, ахтером, садовником, кучером. Его звали Кузьма, но барыня приказала Антоном. Он не был женат, ибо барыня – старая дева и запрещали всем жениться тоже. Последняя должность Сучка – «рыболов… на реке, где нет рыбы».

В ряде рассказов - Дворовые слуги развращены господами – а) камердинер жесток с любящей его девушкой («Свидание»); Б) графская любовница отдает слугу в солдаты за пролитый шоколад («Малиновая вода») В) Слуга восхищает барином, который его высек («Два помещика»).

 

Тема протеста крестьян -

«Землеед» (1872) - рассказ о протесте крестьян. Тургенев в письме: я передаю бывший факт – крестьяне заставили своего помещика съесть фунтов 8 отличнейшего чернозема за то, что он ежегодно урезывал у крестьян кусок земли и присваивал ее себе. Крестьяне прозвали его «землеедом».

 

В ряде рассказово духовной красоте и гибели талантовПевцы»): в кабаке заспорили – кто лучше споет: «Дикий-Барин-Геркулес» (так его прозвали) или «Яшка-Турок» (от турчанки произошел)? И вот запел Дикий-Барин: «голос завихрился, отделывал завитушки, он защелкал и забарабанил языком… Ах, славно… Ну, брат, потешил!»

А потом - Яшка-Турок, он оказывается более даровитым певцом: песня - «Не одна во поле дороженька стояла» – И вот как Тургенев описывает: «неподдельная глубокая страсть…и молодость… сила, сладость и грустная скорбь… дрожание страсти…песня и голос вонзаются в душу».

Реакция слушателей: «жена целовальника плакала…другой потупился… еще один отвернулся… Обалдуй стоял, глупо разинув рот… мужичок тихонько всхлипывал… там прокатилась тяжелая слеза … Рядчик поднес кулак ко лбу и не шевелился». После песни – «Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик (как судья соревнования) тихо подошел: Ты… твоя…ты выиграл» и бросился вон из комнаты». А потом – опять стали пить: «Всё было пьяно – всё, начиная с Якова».

 

«Бежин луг» - НЕЖНОЕ ОПИСАНИЕ крестьянских ребятишек. Они ночью стерегут барский табун и у костра ведут разговоры о жизни. Тут и страшные истории, и наивная детская реакция, и смелая удаль, и любознательность детей.

Один видел лешего, другой – русалку, третий – про голубя: это душа чья-то летит. Они ДОБРЫЕ – заботятся друг о друге: «Смотри, в воду не упади. – Почему? – А леший может за руку схватить и в воду утащить».

Рассказчик умиленно вспоминает о встрече с ними, как он ими любовался.

А за этим – мысль: детям бы учиться надо, чтобы знать правду о жизни.

 

«Лес и степь» - последний рассказ – описание пейзажа Родині. В нем «бодрит молодость, всё свежо, нет мрачности, лес хорош, вольно дышит грудь… Голова кружится от избытка благоуханий от такого пейзажа».

ЗДЕСЬ – ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ, жизнеутверждающая сила, правда, мощь.

РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». В них – осуждение бездеятельности дворянства и появление новых, деятельных людей – разночинцев, думающих о судьбе страны.

 

1) «Рудин» (1856) – тема жизненных способностей передовой дворянской интеллигенции в 40-е годы.

Конфликт – между стремлениями к практ. делам и способностями к делам.

Рудин – молодой человек, учился в Моск.ун-те, хороший оратор, осмеивает корыстные цели, карьеризм, мелочные интересы, красиво говорит о высоких целях в жизни, о свободе и самопожертвовании,

НО не способен к решительным делам. Пасует перед жизненными испытаниями.

СЮЖЕТ – Рудин вернулся из-за границы, хотел принести пользу стране. Но – за что ни возьмется, все кончается неудачей. Загорелся агрономическими новшествами в деревне – остыл. Захотел превратить несудоходную реку в судоходную – неудача. Преподавал в гимназии – не вышло. Потерпел поражение и в любви.

Полюбила его Наталья Ласунская. И он ее полюбил.

ОБРАЗ НАТАЛЬИ ЛАСУНСКОЙ – первый образ прекрасных тургеневских героинь из среды дворянства. Она любит поэзию и искусство. Глубоко чувствует любовь, радость и горе, дружбу. Она кроткая и в то же время волевая. Она способна на самопожертвование. Она серьезна, вдумчива, любит читать и глубоко чувствует прочитанное. Она «говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, точно сама себе хотела дать отчет во всем».

В любви она честна, откровенна, способна на смелые поступки – сама способна назначить свидание Рудину.

НО М а т ь её не согласилась на свадьбу с Рудиным (Рудин – бедный помещик). Наталья говорит Рудину – «Я ей ответила: за другого не выйду». И готова с ним идти по жизни, спрашивает у него: «Что делать?».

Она готова уйти с ним из своей среды – в новую, деятельную жизнь.

НО Рудин думает о ней: «Какая сила воли! … Как я жалок и ничтожен перед ней!». ОН понял, что в ней есть то, чего нет в нем самом.

И вот результат – Рудин в ответ: надо покориться, надо нам расстаться, раз матушка не велит. «Да, природа мне много дала, но я умру, не сделав ничего достойного». Написал ей письмо – и уехал…

НАТАЛЬЯ ЛАСУНСКАЯ – через 2 года вышла замуж за Волынцева. Он был «робок и нежен к ней». А НАТАЛЬЯ вырвала из сердца Рудина, страдала долго и молча: «Страдала мучительно, страдала впервые… Но первые страдания, как первая любовь, не повторяются – и слава богу».

Так Тургенев впервые показал, как начала духовно пробуждаться русская женщина – как страна пробуждалась к новой жизни.

А РУДИН уехал во Францию и был погиб на баррикадах в 1848 г. с красным знаменем в руках.

Т.Е. он оказался способен лишь красиво умереть.

 

2) «Дворянское гнездо» - роман, в котором показана другая судьба передовых дворян – безрадостная. И опять с помощью поведения в любви.

 

СЮЖЕТ – добрый барин Федор Лаврецкий, сын богатого помещика, мать его – крепостная крестьянка. Отец дал ему «спартанское воспитание»: воспитывал в нем здоровье и силу. Заставил узнать рыцарские правила, геральдику, учить философию романтическую (далекую от жизни).

Лаврецкий стал умным, трезво мыслит, читал Эпикура, Вольтера, Дидро, но был далек от ПРАКТИЧ.ЖИЗНИ и участия к жизни конкретных крестьян.

Вот и получился он с могучим телом, суровый с виду, НО робкий, застенчивый как ребенок.

Кончил Моск. ун-тет. Встретил красивую кокотку Варвару, она его на себе женила. Поехал с ней за границу, а там у них разрыв по ЕЁ вине (кокетничала много и изменять стала). Он отдал ей половину своего состояния и уехал домой.

Вернулся на родину, встретил новую любовь – дворянскую девушку Лизу Калитину. Лиза – набожная, покорная, с боязнью причинить кому-либо обиду, зло. Уже хотели они жениться после того, как Лаврецкий получил известие о смерти его жены за границей. НО – весть о смерти была ложной. Жена его вернулась. А по законам дворянским развод невозможен при живой жене.

Наступил печальный финал: Лиза ушла в монастырь. А Лаврецкий «перестал думать о счастье», «утих», «постарел», замкнулся. Пробовал в своем селе «упрочить б ы т своих крестьян».Говорит сам себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

ИДЕЯ – у дворянства, даже передового, нет сил сделать жизнь свою полезной для Родины, для своей страны. Образом Лаврецкого Тург. Расстался с дворянскими героями – дальше у него главные герои - разночинцы.

3) «Н А К А Н У Н Е» (1860) –

Тургенев первым заметил первые ростки новых людей, но не из дворян, а из разночинцев-бедняков.

И опять, как раньше, Тургенев устраивает проверку своему главному герою с помощью образа женщины.

Символический смысл – 1) Женщина, как и Родина, ищет своего героя. Стране нужны деловые герои, кот. заботятся о ее судьбе и счастье. И таковых он не видит среди дворян.

2) Символично и название романа – «Накануне».

СЮЖЕТ – несколько историй. Главная героиня – ЕЛЕНА СТАХОВА – «удивительная девушка», честная, справедливая, добрая, НЕДОВОЛЬНАЯ жизнью дворянского общества и ИЩЕТ НАСТОЯЩЕГО ДЕЛА В ЖИЗНИ.

А) её не зажигает любовь дворянина ШУБИНА – он романтик в своих идеалах, неопределенный, хотя и умный: ему Тург. отдает лучшие мысли свои.

Б) Её не зажигает БЕРСЕНЕВ – он, правда, готовится стать профессором, НО у него идея только скромного труда на благо родины. Это «служебная честность и деятельность без содержания», - говорит Елена Стахова.

В) Свою любовь Елена отдала ИНСАРОВУ, иностранцу-болгарину, бедняку, у которого в жизни одна великая цель – СВОБОДА РОДИНЫ от турецкого ига.

(Сыграли свою роль и условия ЦЕНЗУРЫ – иносказательно показать нужды своей страны).

Выбор ЕЛЕНЫ говорит о том, что в России ЕЩЕ НЕТ таких героев, но страна их уже ждет.

И Елена уходит с ним – оставляет свою богатую дворянскую жизнь, дом, благополучие, стала женой бедняка-болгарина и уехала с ним в Болгарию бороться за освобождение СТРАНЫ.

Потом – известие, что Инсаров погиб в борьбе, а она осталась в Болгарии продолжать его дело – борьбу за свободу страны.

ИДЕЯ – Тургенев разглядел и увековечил новое движение в своей стране, а движущую передовую силу увидел и признал за борцами-разночинцами.

Таких в России еще не было – и в романе об этом говорит ШУБИН:

«Нет еще у нас никого такого, нет людей, куда ни посмотри. Всё либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная…

Кабы были между нами путные люди, не ушла бы от нас эта девушка, эта чуткая душа… Когда же наша придет пора? Когда у нас народятся люди?..».

 

«ОТЦЫ И ДЕТИ» (1860-62)

Начал писать роман за границей, закончил – вернувшись домой.

А в начале 1861 г. – Манифест, а летом усилились студенческие волнения. Боялся печатать: много шуму наделает. Все же напечатал. И в печати – развернулась борьба вокруг романа. Одни (передовые демократы) хвалили, другие (либералы) ругали. Слово из романа – НИГИЛИСТ (так назвал Тургенев Базарова, главного героя) подхватили все.

Позднее Тург. в статье «По поводу «Отцов и детей» писал: «Вышел я на улицу и первый знакомый мне заявил: Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!» Я замечал и холодность, и негодование – и получал благодарность от людей мне далеких». (Сам-то Тургенев был честным и тонким человеком, показал объективно путь дальнейшего развития страны).

 

СЮЖЕТ начинается тем, что на постоялом дворе на шоссе барин Николай Петрович Кирсанов лет 40-а встречает сына (не утерпел, выехал навстречу).

Сын его Аркадий Кирсанов приехал после окончания университета на лето домой отдохнуть вместе с приятелем Евгением Базаровым. Встретились. Сели в кибитку, Базаров в тарантас и поехали в усадьбу Кирсановых.

Дальше действие в усадьбе. Чисто внешне это бытовые события отдыха в усадьбе приехавших и постоянные беседы, споры, стычки героев разных взглядов. Встречи с соседями, знакомыми.

В результате вырисовываются образы, находящиеся в конфликте

ОТЦЫ (сторонники старых взглядов) и ДЕТИ (люди новых взглядов),

АРИСТОКРАТЫ И ДЕМОКРАТЫ.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ – брат Николая, дядя Аркадия, аристократ, сын боевого генерала 1812 года, окончил пажеский корпус.

Был красавцем, победителем женских сердец. Неудачная любовь к княгине. Служил, вышел в отставку. Был 4 года за границей. Приехал домой, поселился и живет теперь холостяком в семье и в деревне брата Николая уже 10 лет – бесцветных и скучных, бесплодных.

Аристократич. привычки, породистый облик. Изысканные костюмы. Высокомерный (все же сын генерала). Красивые руки с длинными розовыми ногтями. Считает себя честным и, бывает, заступается за крестьян – но вообще.

Возненавидел Базарова сразу же при первой встрече. Руки не подал при знакомстве. Потом спросил у Аркадия: что он такое? Аркадий: он нигилист? - Кто? - Ну, тот, кто не признает никаких авторитетов и принципов. – А, без «принсипов» нельзя жить.

А тут еще узнал, что Базаров – лекаришка (сын лекаря).

Павел Петрович – англоман-аристократ. Начались споры с Базаровым – разные взгляды на жизнь. В спорах побеждает Базаров. Сам Павел Петрович признает: он сильный противник; «а мы люди уже старые и смирные, полно нам ломаться, пора отложить всякую суету…»

В конце романа Павел Петрович уехал за границу. Поселился в Дрездене, был там «совершенный джентльмен». Тургенев о нем: «Он ничего русского не читает, но на его письменном столе стоит серебряная пепельница в виде лаптя» – ЭТО ЗНАЧИТ - вот и вся его связь с родиной, он «мертвец» в жизни.

 

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ – простой и добрый барин 44 лет, провинциал, смиренный грешник, скромен и застенчив, слабохарактерен и чувствителен. Любит сына, выехал встречать его на постоялый двор на дороге за несколько верст от деревни. Ждал его 5 часов там.

Все это привлекает к нему внимание. Застенчиво конфузится, извиняется перед сыном, что в доме у него живет девушка Феничка, которую он любит. Сын: «Оставь, папаша, не извиняйся. Знать, она хорошая, раз ты ее выбрал».

Перед Базаровым он лебезит, отступает в спорах, понимает свою отсталость в жизни. Живет скромно, со следами барства.

Стесняется, что любит поэзию, музыку, красоту природы, стесняется своего романтизма. Тут Павел Петрович – контраст его: «П.П. дошел до конца сада, тоже задумался (как брат), тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных тёмных глазах не отражалось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком и не умела мечтать его на французский лад мизантропическая душа».

Николай Петрович - хозяин либеральный.: «крестьян устроил», его в губернии «красным величают» (защитником народа).

НО на деле у него всё не ладится: «хозяйство его скрипело, как несмазанное колесо», «мужики на оброке не взносили денег в срок, крали лес»; «работы исполнялись небрежно; «купленная мельница оказалась негодной; другую с первого раза испортили»; «лошади заболевали», «опекунский совет грозится и требует уплаты процентов».

Базаров его называет романтиком и «божьей коровкой».

АРКАДИЙ – тип молодого дворянства, которое тоже не приспособлено к жизни. Он тоже к лагерю ОТЦОВ принадлежит. Балованый барчук. Нет у него самостоятельных взглядов. Временно подпал под влияние Базарова.

Его образ говорит, что демократическое движение настолько стало популярно, что потянулись к нему и попутчики временные.

Приехал домой и тут - влияние Павла Петровича-дяди, отца – и он уже стесняется своей близости, дружбы с Базаровым.

Базаров о нем: «нежная душа, размазня»; «ручной»; «ты не дорос до нас», Ты славный парень, НО мягкий, либеральный барич; Спасуешь перед Катей и перестанешь искать идеалы наши.

В ЭПИЛОГЕ РОМАНА – две свадьбы: Фенички и Николая Петровича;

Кати и Аркадия Кирсанова.

Аркадий действительно покорился Кате, стал рьяным хозяином и «ферма» его уже приносит доход – хозяином стал.

 

Б А З А Р О В - тип нового для 60-х гг. человека из разночинцев. Демократ средней руки.

(Других Тургенев не мог изобразить, мало их знал ДА И ОПАСНО. Надо учесть, что роман закончен в 1862 г. А в 1859 г. правительство разгромило Петрашевцев, арестованы Писарев, Достоевский. А в 1862 г. в июле арестовали Чернышевского за его статьи и прокламации по поводу полу-Реформы).

Отношение Тургенева к своему Базарову – двойственное: он и признает за ним правоту, и видит его радикализм, резкость.

Тургенев о романе и Базарове: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса… Єто торжество демократизма над аристократией».

Портрет типичный: «лицо длинное и худое, с широким лбом», зеленоватые глаза, висячие бакенбарды песочного цвета, длинный балахон. Говорит кратко, отрывисто, небрежные манеры, грубоват – это проявление самостоятельности, независимости.

Происхождение и ВЗГЛЯДЫ – внук дьячка, сын лекаря (разночинец), сам он медик, «новый человек», «нигилист», но средней руки - Бунтарь однобокий: «Сначала надо место расчистить… строить потом».

Взгляды и поведение постепенно выясняются по ходу сюжета:

1) Едва приехал и поселился (отдохнуть после занятий в ун-те) в имении Кирсановых, - сразу занялся медицин. Опытами (резал лягушек и изучал).

2) Резко относится к Павлу Петровичу («архаическое явление, аристократ, идиот»), о Николае Петровиче – «добрый малый, но отсталый, его песенка спета». ОБ ОДИНЦОВОЙ – «этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», «баб первый сорт, с мозгом, тертый калач».

3) Материалист-естествоиспытатель, не признавал абстрактной науки, смеется над Умозрительной философией, отсталой медициной отца.

4) Науку и природу ценит выше всего. Сторонник практич. действий в науке.

5) Говорит афоризмами: «порядочный химик выше любого поэта», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль медного гроша не стоит», «Я ничьих мнений не разделяю – я имею свои».

6) Готов действовать во имя изменения общественного строя («Ненавидит безобразное состояние общества»).

7) Сила воли, целеустремленность, трудоспособность, самовоспитание.

8) Близок к народу - нашел общий язык с крестьянами, завоевал симпатию Фенички, мальчишки бегали за дохтуром.

9) Есть у него последователиКукшина (эмансипэ в славянофильской ермолке, вульгарна), Ситников (лебезит: «Мы, конечно, слабее вас, но мы стараемся»), т.е. они – его пародия, их описание презрительное.

10) Когда пришла к нему «сильная и тяжелая страсть» (при знакомстве с Одинцовой), он понял, что она – эгоистка, дорожит своим спокойствием, «барышня-эпикурейка». Сумел одержать над собой победу и уехал, заявив: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хоть бы кончиком пальца».

11) Споры Базарова с Павлом Петровичем, их неприязнь дрыг друга привели их к дуэли (Причина: Павел Петр. видел, как Базаров любезничал с Феничкой и даже в шутку поцеловал ее в ответ на вопрос Фенички: чем мне отблагодарить вас за лечение моего сына: мне платы не надо, разве что вот эту розу, кот. держала в руках Феничка; подошел ближе и поцеловал ее). Павел Петрович на второй день вызвал Базарова на дуэль.

На дуэли Базаров иронизировал над Павлом Петровичем. Павел Петр. промахнулся, Базаров ранил его в ногу (не целясь). Павел Петрович хотел стреляться дальше, но Базаров заявил, что уже не время, он как доктор должен теперь помочь Павлу Петровичу, кот. тут же потерял сознание.

В общем, во время дуэли Базаров вел себя мужественно, иронично, чем вызвал уважение даже Павла Петровича.

12) Тургенев понимал, что Базаровы – это совсем новое явление. Но время их еще не пришло (это были 60-62 гг.). Сам писал: «Базаров стоит в преддверии будущего». ОНИ уже появились…

13) Поэтому и показал, что Базаров случайно палец порезал во время вскрытия больного тифом мужичка, заразился и умер сам.

ИДЕЯ РОМАНА – время крепостничества уходит, появляются новые порядки, НО И НОВЫЕ ЛЮДИ появляются, которые способны бороться против ненормального строя. НОВЫЕ люди УЖЕ появились, но ВРЕМЯ ИХ БОРЬБЫ еще НЕ ПРИШЛО.

Роман вызвал много споров. Все были чем-то недовольны. ОДНИ – что высмеял аристократов, ДРУГИЕ – что слабо показал новых людей.

Так всегда воспринимается в жизни НОВОЕ.

Особенности тургеневского романа – Это социальный реалистич. роман в противовес романам романтическим (Пушкин: «длинным, длинным, длинным»).

Продолжает традиции «Евгения Онегина», «Героя н. времени», «Кто виноват?».

Невелик по объему, но есть несколько сюжетных линий (историй героев).

5 этапов: экспоз. – приехали; завязка – первое же столкновение вазглядов; Разв. действия – постоянные споры: кульминация – Дуэль: непримиримость отцов и детей. Развязка – победа взглядов детей (при случайной гибели героя).

Действие – без замедлений и отступлений. – Быт на втором плане и главное вниманиеидеологическим спорам, т.е. спорам представителей двух социальных слоев – дворян и разночинцев.

Эпическое произведение – внимание фактам, их сопоставлению.

Роман его – ряд эскизов (картин), связанных единой целью: показать столкновение взглядов на жизнь представителей разных слоев: «отцов» и «детей».

 

Последние произведения Тургенева – это романы «Дым», «Новь», повести, рассказы и Цикл «Стихи в прозе».

Роман «Дым» (1867) – действие происходит за границей. Сатира на крепостников, генералов-аристократов, критика демократов-эмигрантов за то, что они не знают потребностей России. Но и он сам не видел, кто может изменить жизнь в России к лучшему.

Получился «роман без героя». Вся политич. и обществ. жизнь выглядит как «д ы м», ничего нет определенного.

Роман «Новь» (1876) – посвящен революционному «хождению в народ». Показал сатирически реакционные круги, раскрыл трагизм народнического движения: они лишь красиво говорили о Свободе и Счастье, но идеализировали крестьян, не видели, что у тех нет стремления к социалистическим началам жизни, что они просто неграмотны и неразвиты духовно.

Правда, заметил будущего героя – рабочего Павла. О нем писал: «Может быть, надо было резче обрисовать его… Он станет со временем главной фигурой нового романа». Но – не дождался этого времени, умер в 1883 году.

 

САМЫЕ ВАЖНЫЕ –


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал