Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
последние МИНИАТЮРЫ в Цикле «Стихотворения в прозе».
1) О них раньше, в ХХ в., в сов. время (1949 г.), писали: они отражают глубокий пессимизм Тургенева – мысли о бренности жизни, о старости, о смерти, жаль прошлого, призрачные видения и т.д. 2) В учебнике 1963 г. уже глубже. Добавили – есть и оптимизм, вера в силы жизни, мысль, что любовь сильнее смерти («Воробей»). Другие силы жизни – красота, искусство. Против пошлости, эгоизма, подлости, клеветы, жестокости. 3) В 1991 г. – учебник Теплинского еще глубже – это итог тв-ва, филос., нравст., соц.-общ. проблемы, кот. волновали его всю жизнь. НО КРАТКО. 4) НА ДЕЛЕ – еще сильнее: В СТИХАХ ДРУГОЙ МЕТОД – НЕ КРИТИЧ. РЕАЛИЗМ, А ВЫСШИЙ – ПРИРОДНЫЙ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, НЕОРЕАЛИЗМ. а) Тургенев поддерживает ВЕЧНЫЕ истины и законы жизни вслед за лучшими умами человечества – от мудрости в Фольклоре (Если не живешь для других – не живешь и для себя), продолжая Се-Хе, Конфуцием, Демокритом, Аристот., Цицероном, Сенекой, Шекспиром, Гете, Ломонос., Сковородой, Шиллером. Вот Шиллер – «Долг каждого»: К целому вечно стремясь, ты не можешь быть целым, Но в бесконечной цепи будь хоть малейшим звеном. б) Стихотв. в прозе Тургенева последовательно и ВНУТРЕННЕ связаны – своими идеями. Вот как перекликаются идеи ряда миниатюр в той последовательности, как они расположены (страницы – по Собр.соч.и писем: В 28 т. – Соч.: Т. 13): 1) с. 188 – «Завтра! Завтра!» - смысл: Человек не думает о своем Завтра, и это его губит; эта мысль продолжается в следующей миниатюре. 2) с. 188 – «Природа» - смысл: Человек думает, что Природа сама о нем позаботится, вместо него самого. Но Природа советует ему тоже участвовать в гармоническом равновесии как ее принципе. Отсюда вытекает дальнейшее: Жизнь – обоюдный процесс: Человека и Природы, но Человек – часть и призван Природой соответствовать ей как Целому, чтобы не быть ничтожеством и помехой. 3) С. 200 – «Мне жаль» - смысл: Жаль людей из-за их ничтожной жизни. 4) С. 201 – «Проклятие» - Смысл: В чем ничтожество? В распрях между людьми. 5) С. 202 – «Близнецы» - Эгоизм и ненависть между людьми губят их. Спасение – в самокритике. («Ругайся уж лучше перед зеркалом»). 6) С. 205 – «Кубок» - человек увлекается внешним, украшает Кубок, в котором подносит себе отраву. 7) С. 210 – «Песочные часы» - А день за днем уходит, однообразно и быстро, без меры и потому без радости. 8) С. 214 – «Истина и правда» - Содержание такое: В чем высшее блаженство? – В обладании Истиной. – Позвольте… Представьте себе такую картину: несколько молодых людей толкуют между собой. Вбегает еще один и кричит: «Я узнал истину: между двумя точками самый краткий путь – прямая линия!» - «Неужели! О, какое блаженство!» - кричат все молодые люди. – Смешно…Вы смеетесь, так не бывает. – Да, не бывает, Истина не может доставить блаженство. Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело. – Какова идея? Высшее блаженство в обладании Правдой, соответствующей Истине. Правда – это человеческая форма обладания Истиной. 9) С. 215 – «Попался под колесо» - Смысл: надо не стонать над собой, а «радовать слух иных», т.е. делать Добро для всех. 10).с. 218 – «Мои деревья», последняя в Сборнике. - Содержание: Старый Дуб (символ Природы) «добродушно и тихо смеется» над эгоизмом человека, который хвалится: «Мои, мои, мои деревья, все мое, и земля тоже». Дуб, шелестя листвой, смеется над «похвальбой больного». Смысл возникает по принципу «от противного»: Людям надо отказаться от эгоизма, чтобы не выглядеть «больными на голову» и смешными в глазах вечной Природы… Надо считаться с Всесильной Природой, знать её законы, не нарушать эти законы, и, подчиняясь им, пользоваться их силой. Лермонтов прав: «Смело верь тому, что вечно, Безначально, бесконечно». ОБЩИЙ ВЫВОД: Тургенев всегда был реалистом, ОБЪЕКТИВНЫМ, тонко чувствовал действие законов Природы, развитие человеческой жизни, чувствовал новое и звал его - сначала звал дворян уйти от романтизма к реализму в жизни, заботится о народе, потом звал к деятельной жизни, потом надеялся на разночинцев, критиковал народников, потом звал ВСЕХ углублять не свою идеологию (классовую), а МИРОВОЗЗРЕНИЕ (всеобщие взгляды на жизнь).
|