Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет потребности в техническом обслуживании и других мероприятиях по обеспечению надежной работы техники






ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Обеспечение жизнедеятельности спасательных подразделений и пострадавших при проведении спасательных операций в лесной болотистой местности»

Студент: 537 Ипатов Алексей Михайлович

Специальность: «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Руководитель: Золотарёва С.С.

 

Допустить к защите:

 

Зам.директора по УМР //

 

Оценка Дата

Председатель Государственной

аттестационной комиссии //

Г.


 

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Жизнеобеспечение деятельности спасательных формирований и пострадавших в лесной болотистой местности. 4

1.1. Характеристика болот и условий проведения спасательных работ. 4

1.2 Факторы риска, препятствующие деятельности спасательных формирований 7

1.3 Способы проведения поисковых работ. 8

1.4 Материально-техническое оснащение спасательного подразделения при ведении ПСР в болотистой местности. 11

ГЛАВА 2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ.. 27

2.1.Исходные данные задания. 27

2.2 Анализ исходных данных. 27

2.3 Проведение поисково-спасательных работ. 29

2.4 Выбор материально-технического оснащения (аварийно-технические средства, снаряжение, оборудование) 40

2.5 Управление поисково-спасательными работами. 42

Заключение. 51

Список используемых источников. 53

 

 


Введение

Одна из основных задач государства – обеспечение безопасности своих граждан, сохранение их жизни и здоровья, но не менее важно сохранить жизнь и здоровье сотрудников служб МЧС России, также и других cлужб (МВД, Минобороны, ФСБ) при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Спасение пострадавших в ЧС часто более трудная и опасная задача, чем их поиск, разнообразие природных и климатических условий в России ставят перед спасателями сложные задачи, требующие применения специальной техники.

Необходимость в поисках пропавших в лесу как разновидности аварийно-спасательных работ возникает часто, особенно в летний период, когда большое количество городских жителей выезжает на природу для отдыха, за грибами и ягодами. Порой, кроме задач поиска, аварийно-спасательным формированиям приходится производить операции по спасению пострадавших.

Особо сложными условиями проведения спасательных работ может считаться их проведение в лесисто-болотистой местности, так как факторы риска остаются постоянными на протяжении всего процесса проведения спасательных работ – от поисково-спасательных до этапа эвакуации пострадавшего с места происшествия.

С одной стороны летом лес достаточно благосклонно относится к человеку, заблудившийся может существовать самостоятельно и двигаться в неопределённом направлении неделями. Поисковые работы в этих случаях превращаются в довольно сложное мероприятие.

А с другой стороны: потеря понимания куда идти – это чрезвычайная ситуация, и у человека сразу ухудшается психофизическое состояние, к тому же нет соответствующей подготовки и экипировки. У некоторых возникает паника. Это не позволяет потерявшимся людям более суток находиться в условиях леса без риска для здоровья и сохранять при этом нормальное психофизиологическое состояние. Около 30% всех заблудившихся находятся в лесу более 2-3 суток. При неблагоприятных погодных условиях (низкие температуры в сентябре-октябре, ненастная погода) уже в первые 24 часа возникает прямая угроза для потерявшихся людей, к тому же человек может травмироваться, топи болот представляют также очень большую опасность.

Таким образом, тема обеспечения жизнедеятельности спасательных подразделений и пострадавших при проведении спасательных операций в лесной болотистой местностиостается актуальной постоянно.

Целью выполнения данной работы является изучение особенностей обеспечения жизнедеятельности пострадавших и спасателей при проведении спасательных работ в лесной болотистой местности.

Работа состоит из введения, двух глав, 9 параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников информации и приложений.

Теоретическую и информационную базу исследования составляют нормативные документы, учебные пособия и работы отечественных авторов, таких как В.А.Пучков, Напольских М.Л., Долихин А.А., Воробьев Е.В., Шелопутов, А. П. и другие, сайты ведомств и спасательных служб.

 


Глава 1. Жизнеобеспечение деятельности спасательных формирований и пострадавших в лесной болотистой местности

К видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное и информационное обеспечение.

1.1. Характеристика болот и условий проведения спасательных работ

Болото – одно из самых суровых мест, где приходится выживать человеку, так как это труднопроходимая местность, там много опасных животных и прочей живности; прямо-таки засилье гнуса, очень высокая влажность, трудно найти сухой материал для костра и развести огонь, мало чистой воды, пригодной для питья, нет пищи (только ягоды и то на определённых участках), в болотах происходят ядовитые испарения; сложно найти нормальное место для привала, трудно пройти болото.

По своей характеристике болота бывают низинные и верховые.

Низинные – постоянно или периодически затопляются водой. Чаще всего это или умершие озера, или понижения, затопляемые речной, озерной или грунтовой водой.

Верховые болота отличаются тем, что они всегда располагаются выше горизонта грунтовых вод и питаются преимущественно атмосферными осадками. Между низинными и верховыми болотами существуют переходы, которые иногда выделяют в особый тип переходных болот.

Рисунок 1. Верховое болото Рисунок 2. Низинное болото

Наиболее характерным признаком болот является особая влаголюбивая растительность и влажная почва. В зависимости от характера растительности болота делят на травяные, моховые и смешанные.

К травяным болотам относят те, которые зарастают осоками, тростниками, рогозом. Травяные болота чаще всего бывают низинные. Моховые болота, наоборот, чаще являются верховыми, где в результате ежегодного нарастания и отмирания нижних слоев мха образуется толстый слой торфа. Моховые болота и торфяники особенно широко распространены в лесной зоне.

Рисунок 3. Моховое болото Рисунок 4. Травяное болото

Болота, на которых травяная и моховая растительность чаще всего относятся к болотам переходного типа. На них растут и осока, и камыши, встречаются заросли чахлых берез, небольшое количество торфяных мхов. Такие болота, на мой взгляд, представляют наименьшие трудности, так как для выживания на таком болоте можно найти и на что опереться, и дрова для костра, и место для привала.

При проведении поисково-спасательных работ в лесной болотистойместности затрудняется поиск, движение транспорта.

Лесная болотистая местность – это спокойный, слабо выраженный рельеф, хвойные и смешанные леса, перемежаемые болотами, редкие дороги, извилистые реки. На такой территории нет хороших ориентиров, поэтому неопытный путешественник может заблудиться на сутки и более. В летний период благосклонность леса к человеку позволяет ему двигаться на очень большие расстояния. Поисковые работы в этих условиях превращаются в достаточно сложное мероприятие.

Результат поисков в первую очередь зависит от правильной их организации, от эффективности использования задействованных ресурсов – людей, техники, опыта и знаний участников поиска.

Скорость движения в лесной местности зависит от рельефа, растительности и наличия троп. При ходьбе по тропам, полянам, лугам (с невысокой травой) оптимальная скорость 4-5 км/ч. По лесу без троп, по болотистой местности, склону, стланику, через завалы скорость резко снижается и общий дневной переход составляет всего несколько километров. На маршруте бывают и непредвиденные обстоятельства, когда группа не может преодолеть возникшее препятствие: разлив реки, непроходимое болото. В этом случае приходится искать новые пути обхода, что также влияет на скорость движения. Она снижается в среднем примерно на одну треть, а иногда и больше.

При преодолении болота необходимо знать, что болото пройти можно:

1) Если его покрывают густые травы вперемежку с осокой (в сухое время можно даже проехать);

2) Если на болоте видна поросль сосны;

3) Если болото покрыто сплошной порослью мха и толстым слоем (до 30 см) очесов - старого, разложившегося мха (выдерживает нагрузку машины на гусеничном ходу).

Болото пройти труднее:

1) Если на нем среди мха попадаются частые лужицы застойной воды (надо пробираться в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшим невысокими кустами);

2) Если на болоте растет пушица - трава, на которой после цветения остаются, подобно одуванчикам, головки пуха;

3) Если болото поросло густым кустарником, ивой, ольхой, елью или березой.

Болото пройти почти невозможно:

1) Если оно покрыто камышом;

2) Если по болоту плавает травяной покров – это топи.

1.2 Факторы риска, препятствующие деятельности спасательных формирований

Люди, проводящие аварийно-спасательные работы всегда работают в обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью, поэтому они должны иметь специальную подготовку, экипировку и оснащение.

При ведении спасательных работ в лесной болотистой местности на процесс деятельности оказывают влияние:

закрытая местность, имеющая заболоченные участки, ограниченное количество дорог;

возможность длительного застоя отравляющих веществ;

лесные и торфяные пожары;

завалы, препятствующие или затрудняющие маневрирование движению сил РСЧС в ходе ликвидации ЧС.

Погоду трудно прогнозировать, а это влияет на изменения графика маршрута. Дожди вынуждают снижать скорость движения и больше уделять внимания страховке. Туман затрудняет выбор безопасного пути, усложняет ориентирование. В неблагоприятную погоду скорость снижается вполовину, а иногда надолго приходится устраивать внеочередной привал.

В лесной болотистой местности приходится часто восстанавливать разрушенные участки дорог, мостов, встречаются завалы. Проделывание проездов в них потребует значительных затрат сил, средств и времени. Также в лесах могут возникать пожары, что затрудняет, а иногда и делает невозможным ремонтные работы на лесных дорогах. В таких случаях, лесные завалы, заграждения и очаги пожаров, как правило, обходят по разведанным направлениям с использованием просек и лесных дорог.

На представленной диаграмме мы можем изучить статистические данные по количеству заявок по пропавшим и заблудившимся в лесах Ленинградской области по месяцам:

На этой диаграмме можем изучить статистические данные результатов поисково-спасательных работ ПСО «Экстремум»:

1.3 Способы проведения поисковых работ

Время работы ПСГ составляет 4 часа, после чего участники работ должны отдыхать, а РП, получив данные, составляет план на следующий период. В наших условиях обычно продолжительность поисков составляет 8-12 часов, после чего они приостанавливаются на ночь и следующий этап начинается утром. Таким образом, операционный период занимает 24 часа.

Применяются два способа поисков:

наземные

воздушные с использованием летательных аппаратов.

Наземные делятся на поиски по следам и поиски площадные.

Поиск по следам - если есть следы на грунте, то поиски проводятся, но это бывает очень редко. Отдельные найденные следы являются признаком, что в данном месте был пропавший. Если обнаружена устойчивая цепочка следов, руководителю группы надо двигаться по ней, одного человека направить в пределах видимости справа от себя, одного – слева. Это позволяет выявить блуждания пропавшего и вовремя уловить резкие изменения направления его движения, что сокращает время поисков.

Поиск по местным ориентирам – наиболее распространенный метод и применяется при большой площади района поисков и малом количестве участников. Этот метод основан на предположении, что заблудившийся человек, выйдя на линейный ориентир будет двигаться вдоль него. Руководитель поисков делит участников на группы по одному-два человека и каждой группе определяет маршрут, привязанный к линейным ориентирам с посещением точечных ориентиров. К линейным ориентирам относятся дороги, тропы, просеки, берега рек, крупных озёр, каналы, линии связи и электропередач, овраги, хребты, впадины и т.п., к точечным – избы, мелкие озера и т.п.

Поиск по квадратам применяется когда есть достаточное количество участников, чтобы пройти за один или несколько операционных периодов весь определенный РП район с интервалом в 100-300 м. РП делит район на квадраты со стороной 100-300 м и каждой группе определяет список квадратов, который следует посетить в данном операционном периоде. Руководитель группы сам выбирает маршрут, главное – чтобы он прошел через все назначенные квадраты. Обязательно обследование всех местных ориентиров по пути следования. При движении участники поиска время от времени кричат, чтобы привлечь внимание пропавшего. За 4 часа непосредственно поисков на одного участника приходится 0, 5-2 кв. км обследованной местности. Группа обычно состоит из 2-х человек, которые могут расходиться на расстояние голоса и больше при наличии УКВ радиостанций.

Поиск прочесыванием применяется для поиска детей, тел погибших, отдельных молчащих объектов. Участники выстраиваются вдоль линейного ориентира с расстоянием между людьми в пределах видимости. На правом и левом фланге – наиболее опытные специалисты – спасатели, егеря т.п. с УКВ радиостанциями. Если людей больше 30, то цепь разрушается и местность будет плохо обследована, да и перестроиться трудно. Руководитель группы с УКВ радиостанцией занимает позицию в центре либо на одном из флангов. По его команде цепь начинает движение, обычно перпендикулярно ориентиру и движется до другого линейного ориентира. Направление движения определяется участниками на флангах. Длина одного галса (отрезок пути) не должна превышать 2 км, иначе цепь разрушается. Если в цепи неопытные участники, рельеф сложен или имеются другие усложняющие факторы, длина галса уменьшается до 500-1000 метров. Больше 2 км длина галса устанавливается, если в цепи не более 5 опытных участников. По окончанию галса цепь смещается и по команде начинает движение в обратном направлении. На одного участника при дистанции 20 м за 4 часа работы приходится 0, 1-0, 2 кв. км обследованной местности.

Воздушные поиски применяются, если нужно, в короткий срок обследовать большой район поисков, или район, далёкий от дорог. При обследовании лесного массива большое значение имеет плотность крон деревьев, наличие открытых мест. Кроме того, на результат влияет поведение пропавшего – будет ли он привлекать к себе внимание или спрячется. Прятаться могут дети и люди с расстройством психики. В большинстве же случаев пропавший просто не догадывается, что вертолет ищет именно его и никак себя не обозначает.

Кинологический поиск.

Использование собак в лесу крайне желательно. Наиболее подходят для поиска поисково-спасательные кинологические расчеты. Собаки, дрессированные на поиск людей, значительно расширяют возможности ПСГ. Кроме специальных поисковых расчетов возможно использование следовых собак, работающих в полиции, расчетов системы исполнения наказаний. Такие расчеты должны применяться с осторожностью, поскольку собаки обычно дрессированы не только на поиск, но и на задержание человека.

Вывод: наиболее распространённый способ - поиск по местным ориентирам. Он применяется если небольшая группа участников поиска при большой площади района поиска, а если удаётся связаться с потерявшимся по телефону, то вывод по телефону по местным ориентирам самый эффективный. В случае получения информации, что пропавший болен или получил травму, поиски ведутся прочёсыванием.

 

1.4 Материально-техническое оснащение спасательного подразделения при ведении ПСР в болотистой местности

1.4.1 Транспортные средства

Транспортный вопрос при ведении ПСР в природной среде – один из основных. Не всегда попасть в нужную точку можно просто на автомобиле, а сделать это за кратчайшее возможное время, как и положено спасательной группе оказывается сложной задачей.

Здесь приведен краткий обзор характеристик применяемых на ПСР видов транспорта.

Для целей ПСР имеют значение:

-Диапазон применения транспортного средства – воздушное пространство, дороги общего пользования, бездорожье, акватории;

-Максимальная и крейсерская скорость движения;

-Дальность действия;

-Автономность;

-Надежность;

-Ограничения по погодным, ночным условиям

-Установленные законодательно ограничения, например – запрет на движение гусеничной техники по дорогам с твердым покрытием;

-Стоимость эксплуатации и разового применения.

Самым эффективным видом транспорта для целей ПСР в лесной болотистой местности является полноприводный грузовик.

Огромным преимуществом грузовика по сравнению с легковыми внедорожниками является гораздо бó льшая геометрическая проходимость и мощность автомобиля в комплекте с большими колесами и огромными грунтозацепами. Полноприводный КамАЗ будет ехать там, где утонут все неподготовленные джипы.

Рисунок 5. Полноприводный КамАЗ

Однако, передвигаясь по бездорожью на грузовике, можно его утопить, перевернуть. Поэтому наличие надежной лебедки – обязательное требование. Полноприводные грузовики часто снабжены штатной лебедкой с механическим приводом от двигателя.

Таблица 1 – Технические характеристики полноприводного КамАЗ -43118:

Масса перевозимого груза, тн  
Полная масса автомобиля, тн 20, 9
Способен развивать скорость, км/час до 90
Преодоление подъёма, градусы до 31
Внешний габаритный радиус поворота, м 11, 5
Вместимость топливных баков, л 210+210 или 350+210
Расход топлива на 100 км. (летняя норма), л  

 

Полноприводные квадроциклы с достаточно большими колесами с полным правом могут считаться отличной вездеходной техникой.

Рисунок 6. Полноприводные квадроциклы

Преимущество квадроцикла – в небольших размерах и отличной управляемости, что позволяет ездить по узким дорогам и тропам в лесу, крутым склонам и т.п. Правильный квадроцикл снабжен лебедкой, поскольку вытянуть застрявший аппарат даже вдвоем вручную очень трудно. По большей части такие транспортные средства применяются для поисковых работ, особенно для работы по линейным ориентирам. Транспортировка с их помощью носилочного пострадавшего требует специально оборудованного прицепа. Доставка квадроцикла до места ПСР возможна на прицепе, в кузове автомобиля и своим ходом.

Таблица 2 – Технические характеристики квадроцикла Yamaha Grizzly 700:

Мощность, л.с.  
Масса, кг  
Габариты, см 2065 х 1180 х 1240
Вместимость топливного бака, л  
Грузоподъёмность, кг  
Максимальная скорость, км/час до130
Расход топлива на 100 км, л  

Расчет потребности в техническом обслуживании и других мероприятиях по обеспечению надежной работы техники

Исходные данные для определения потребностей:

предполагаемый расход ресурса в ходе выполнения поставленных задач;

фактический запас ресурса до очередного обслуживания техники к моменту получения задачи.

При прогнозировании предполагаемого расхода ресурса определяются:

суточный расход на одну машину, км;

расход за период выполнения поставленной задачи на одну машину, км;

суммарный расход ресурса всех машин, км (для автомобильной техники).

Предполагаемый расход ресурса определяется расчетным и нормативным методами.

Расчётный метод является основным. Он применяется при передвижениях и выполнении задач ПСГ в районе ЧС.

Предполагаемый расход ресурса Sn (в километрах) при передвижении

где Lм – протяжённость маршрута, измеренная по карте, км;

Кудм – коэффициент увеличения длины маршрута.

Коэффициент увеличения длины маршрута отражает несоответствие фактического пробега машин протяженности маршрута, измеренного по карте, которая, являясь проекцией реальной местности, не отражает сложности рельефа. Кроме того, карта, являясь уменьшенным вариантом местности, не позволяет в полной мере учесть извилистость дорог. Величина Кудм установлена опытным путём в зависимости от характера местности, дорог и масштаба карты (табл. 3).

где Км – коэффициент, отражающий характер местности;

Кд – коэффициент, отражающий характер дорог.

Таблица 3 – Значение коэффициентов Км и Кд

Характер местности Масштаб карты
1: 500 000 1: 200 000 1: 100 000 1: 50 000
  Км Горная 1, 40 1, 25 1, 20 1, 15
Холмистая 1, 25 1, 15 1, 10 1, 05
Равнинная 1, 15 1, 10 1, 00 1, 00
  Кд Сильноизвилистые 1, 40 1, 25 1, 20 1, 15
Извилистые 1, 25 1, 15 1, 10 1, 05
Прямые 1, 15 1, 10 1, 00 1, 00

Расход ресурса техники в ходе выполнения ПСГ в районах ЧС также можно осуществлять с использованием приведенной выше методики. При этом определяется среднесуточный (или по этапам выполнения задач) расход ресурса для различных образцов техники в зависимости от решаемых задач. В нашем случае берём равнинную местность с извилистыми дорогами.

Для оперативных расчетов определения предполагаемого расхода ресурса техники при решении задач в районе ЧС перспективным следует считать нормативный метод. Для его применения следует осуществлять сбор статистических данных по среднесуточному расходу ресурса техники при решении различных задач.

Определение предполагаемого расхода ресурса техники необходимо также для расчета потребностей в горюче-смазочных материалах и уточнении места, времени, способов дозаправки машин, особенно при передвижениях спасательных формирований. Затраты времени и порядок дозаправки техники обычно предлагаются заместителем командира.

Потребность в техническом обслуживании определяется сопоставлением имеющегося запаса ресурса до очередного обслуживания (Sз) с предполагаемым расходом ресурса (Sп). Должно выполняться условие

При невыполнении данного условия необходимо проводить очередное техническое обслуживание при подготовке к выполнению поставленной задачи.

В любом случае при подготовке к действиям должны проводиться такое обслуживание техники и другие мероприятия, которые обеспечивают их надежную работу на весь период выполнения поставленных задач при минимальных затратах времени на техническое обслуживание в ходе действий в зоне ЧС.

Расчет потребности в средствах технического обслуживания включает анализ мероприятий по обеспечению надежной работы техники, для выполнения которых потребуются соответствующие средства (машины технического обслуживания, средства зарядки аккумуляторных батарей и др.) С учётом возможностей этих средств определяются их необходимое количество и порядок применения.

Методика определения потребного времени (в часах) для обслуживания в реальных условиях

Тпо = Тн * Кк * Кп * Кмс,

где Тн – нормативное время на обслуживание единичного образца техники, установленное эксплуатационной документацией, ч;

Кк - коэффициент увеличения времени на обслуживание ВиТ в условиях низких (высоких) температур, в горах, в болотах и других особых условиях;

Кп – коэффициент масштабности проведения обслуживания (в масштабе взвода, роты, отряда и др.);

Кмс – коэффициент, отражающий состояние ВиТ в зависимости от выработки межремонтного срока.

В условиях низких (высоких) температур и в других особых условиях снижается производительность труда; организация и проведение технического обслуживания требуют больше времени, чем для одиночной машины, по мере выработки межремонтного ресурса увеличивается число неисправностей, обнаруженных в ходе обслуживания, что приводит к увеличению продолжительности обслуживания.

Таким образом, все коэффициенты могут быть больше единицы или равны ей. В результате при одновременном воздействии нескольких факторов потребное время на обслуживание может превысить величину нормативного времени в 2-3 раза.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал