Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наблюдение над композицией произведения.
- Почему происходит резкий переход в последней части стихотворения от гневно – тревожного состояния лирического героя к умиротворенно – спокойному? - Почему происходит разрыв? Что разрывает строфу и вводит строфический пробел? В чем особенность такой композиции лирического произведения? (Создаются элементы кольцевой композиции, создавая чарующую картину мирной России). - Какой композиционный прием лег в основу композиции стихотворения? (Антитеза). Стихи Н.Рубцова называют еще «тихой лирикой». Они полны грустного раздумья о жизни, похожи на тихий напев. Неслучайно на многие его стихи написаны песни. «Я долго буду гнать велосипед» /»Букет»/ · Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. События или явления становятся предметом поэзии у Рубцова, лишь когда выявляется его вневременная суть. Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. У Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова «поэзией света». · Согласны ли вы с таким мнением? Давайте послушаем и попытаемся проанализировать стихотворение «В горнице». В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, Молча принесет воды…
Красные цветы мои В садике завяли все. Лодка на речной мели Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень, Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы, Думать о своей судьбе, Буду до ночной звезды Лодку мастерить себе…
-Какова цветовая гамма стихотворения? -Есть ли в этом стихотворении звуковые образы? -Какие эмоции вызвало в вас это стихотворение? Какова лирическая героиня? Какие слова являются ключевыми? (матушка и звезда) Звезда, которая светит в жизни каждому человеку. Перекликается с темой стихотворения «Звезда полей». Звезда как ангел-хранитель России. Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это - «малая родина», царство красоты и первозданной гармонии. Способность соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении «Ночь на родине», в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как «В горнице», «У размытой дороги». Тайна поэта лежит в умении соединять звуковое, визуальное и эмоциональное решение. Беседа по вопросам: - Какое главное чувство пронизывает все стихи? (любовь к России, патриотизм) - Какова интонация стихов? (лиричные, напевные нет подтеста) А теперь попробуем сделать вывод. -Почему лирику Н. Рубцова, Н. Заболоцкого назвали «тихой»? Правильно. В ней отсутствует пафос, митинговость, напыщенность. Запись в тетрадь: «Тихая лирика» - литературно-поэтическое направление, соединяющее классическую высоту с ясностью, простотой и правдой жизни. Отсутствие пафосности и митинговых интонаций, обращение к внутреннему миру человека. Работа с курсом: А теперь, ребята, давайте посмотрим, -Какое чувство является главным в стихах? -Чем отличается лирика Рубцова от стихов Маяковского? - Как относится лирический герой к окружающему миру? (показывает красоту мира, в стихах делится этим чувством с другими людьми) - Можем ли мы сказать, что это поэт русский? - Как изображается природа? А теперь давайте запишем в тетрадь художественные особенности лирики Н.Рубцова. Художественные особенности: 1. Высокий патриотизм, любовь к России необыкновенная сливается с чувством грусти, печали, неустроенности страны. 2. Восхищение земным миром (как у Ф.Тютчева). 3. Выражение лирического чувства простыми обыденными словами, которые одухотворены высоким поэтическим чувством. 4. Национальные корни поэзии. 5. Природа – живой образ вечности. 6. Пророческий смысл стихов. 1. Прослушивание стихов и песен на стихи Н. Рубцова. 2. Домашнее задание. Анализ стихотворения «Старик», «Листья осенние».
|