![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура библиотековедения (Чубарьян впервые предложил)Стр 1 из 31Следующая ⇒
1. Общее б/ведение, которое изучает принципы, закономерности процесса организации общественного использования книжных фондов, исследует методологию, обще-теоретич. и др. вопросы которые составляют научную основу для всех других разделов б/ведения. 2. Частное б/ведение следующие дисциплины: а) БФ, б) б-ный каталог, в) б-ное обслуживание, г) б-ный менеджмент, д) история б-ного дела е) технич-е ср-ва б-ной работы. Методология – сов-ть позновательных ср-в, метадов, приемов, кот используются в науке. Методологическая база – общечеловеческая философия, кот. разрабатывает общие закономерности развития общества и мышления. Библиотековедение связано почти с 40 научными дисциплинами и мы можем выделить 5 групп: 1. с философией, историей, теорией культуры – эти науки имеют общетеоретическое и методологическое значение для библиотековедения 2. с родственными науками, их связывает частичная общность объекта исследования. Связь с книговедением, библиографией. 3. Такие науки на стыке взаимодействия с которыми возникли новые научные дисциплины: библиотековедения и социология, б-ведения и педагогики, б-ная психология, экономика б-ного дела, б-ная статистика 4. Те науки, с которыми библиотековедение берет отдельные теоретические положения, идеи, факты (логика, лингвистика, кибернетика) 5. Науки, которые не имеют ничего общего с библиотековедением (математика), но библиотековедение берет с этих наук методы научных исследований. (например, _контент-анализ). В большинстве отраслей наука развивается на 4 уровнях: 1. Академический уровень (АН, разработка общетеоретических проблем) 2. отраслевой (научно-исследовательский институт, отдельные ведомства и т.д.) Библиотечная наука в РБ развивается на третьем и четвертым уровнях: 3 – специальные кафедры (АБИС) БГУКиМ; - проводит теоретические и фундаментальные исследования б/ф-ведения. библиотековедения, информатики. Исследования проводятся в соответствующих единицах Республиканского института проблем культуры. 4. Научно-исследовательские (методические) отделы крупных универсальных и специальных библиотек (Например: НББ, ЦНБ им. Коласа, обл. б-ки). Они проводят исследования в отрасли библиотековедения, книговедения, информатики, библиографоведения. В ходе научно-исследовательской работы используют разные методы научных исследований: 1. общенаучные методы 2. специальные методы I Общенаучные: - Метод терминологического анализа позволяет выделить сущность и смысл значения современных б-ных терминов путем исследования их истории и развития. - Метод операционализации понятий. В основе процесс сравнения обстрактных понятий с фактами, явлениями или событиями отражением кот они являются. Когда надо выделить абстрактное понятие и наполнить его конкретным практическим смыслом. - Научное наблюдение: Виды: полное или выборочное; длинное или короткое; явное или скрытое - Опрос (анкетирование или интервьюирование) Анкетирование (групповое, индивидуальное, почтовое анкетирование). Інтервьюрирование – устный опрос, кот. строится на социально-психологическом взаимодействии (интервью по месту работы). Формализованное интервью, факусируется (выделяется предмет), свабодное (оппределяется только тема). - Эксперимент. В основе – гипотеза, которая требует проверки. Полевой эксперимент (при создании ЦБС). - Метод экспертных оценок (индивидуальные и коллективные оценки). Эксперты ў бібліятэчнай справе – спецыялісты, якія маюць тэарэтычныя веды і практычны вопыт. Меркаванні іх выкарыстоўваюць у двух момантах: - даследчыку трэба ацаніць якасць бібліятэчных аб’ектаў (формы і метады абслугоўвання чытачоў); - для вызначэння перспектыў развіцця бібліятэчных аб’ектаў (напрыклад, перспектывы развіцця НББ). - Моделирование (изучается не сам объект, а его модель, а выводы переносятся на научный объект). - Контент-анализ (матэматычны). Используется для анализа большого массива документов. В библ. Деле употребляется для изучения массивов документов, кот. отражают прошлое и сегодняшнее состояние, проблемы чтения и т.д.
|