Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура библиотековедения (Чубарьян впервые предложил)






1. Общее б/ведение, которое изучает принципы, закономерности процесса организации общественного использования книжных фондов, исследует методологию, обще-теоретич. и др. вопросы которые составляют научную основу для всех других разделов б/ведения. 2. Частное б/ведение следующие дисциплины: а) БФ, б) б-ный каталог, в) б-ное обслуживание, г) б-ный менеджмент, д) история б-ного дела е) технич-е ср-ва б-ной работы.

Методология – сов-ть позновательных ср-в, метадов, приемов, кот используются в науке. Методологическая база – общечеловеческая философия, кот. разрабатывает общие закономерности развития общества и мышления.

Библиотековедение связано почти с 40 научными дисциплинами и мы можем выделить 5 групп:

1. с философией, историей, теорией культуры – эти науки имеют общетеоретическое и методологическое значение для библиотековедения

2. с родственными науками, их связывает частичная общность объекта исследования. Связь с книговедением, библиографией.

3. Такие науки на стыке взаимодействия с которыми возникли новые научные дисциплины: библиотековедения и социология, б-ведения и педагогики, б-ная психология, экономика б-ного дела, б-ная статистика

4. Те науки, с которыми библиотековедение берет отдельные теоретические положения, идеи, факты (логика, лингвистика, кибернетика)

5. Науки, которые не имеют ничего общего с библиотековедением (математика), но библиотековедение берет с этих наук методы научных исследований. (например, _контент-анализ).

В большинстве отраслей наука развивается на 4 уровнях:

1. Академический уровень (АН, разработка общетеоретических проблем)

2. отраслевой (научно-исследовательский институт, отдельные ведомства и т.д.)

Библиотечная наука в РБ развивается на третьем и четвертым уровнях:

3 – специальные кафедры (АБИС) БГУКиМ; - проводит теоретические и фундаментальные исследования б/ф-ведения. библиотековедения, информатики. Исследования проводятся в соответствующих единицах Республиканского института проблем культуры.

4. Научно-исследовательские (методические) отделы крупных универсальных и специальных библиотек (Например: НББ, ЦНБ им. Коласа, обл. б-ки). Они проводят исследования в отрасли библиотековедения, книговедения, информатики, библиографоведения.

В ходе научно-исследовательской работы используют разные методы научных исследований:

1. общенаучные методы 2. специальные методы

I Общенаучные:

- Метод терминологического анализа позволяет выделить сущность и смысл значения современных б-ных терминов путем исследования их истории и развития.

- Метод операционализации понятий. В основе процесс сравнения обстрактных понятий с фактами, явлениями или событиями отражением кот они являются. Когда надо выделить абстрактное понятие и наполнить его конкретным практическим смыслом.

- Научное наблюдение: Виды: полное или выборочное; длинное или короткое; явное или скрытое

- Опрос (анкетирование или интервьюирование) Анкетирование (групповое, индивидуальное, почтовое анкетирование). Інтервьюрирование – устный опрос, кот. строится на социально-психологическом взаимодействии (интервью по месту работы). Формализованное интервью, факусируется (выделяется предмет), свабодное (оппределяется только тема).

- Эксперимент. В основе – гипотеза, которая требует проверки. Полевой эксперимент (при создании ЦБС).

- Метод экспертных оценок (индивидуальные и коллективные оценки). Эксперты ў бібліятэчнай справе – спецыялісты, якія маюць тэарэтычныя веды і практычны вопыт. Меркаванні іх выкарыстоўваюць у двух момантах: - даследчыку трэба ацаніць якасць бібліятэчных аб’ектаў (формы і метады абслугоўвання чытачоў); - для вызначэння перспектыў развіцця бібліятэчных аб’ектаў (напрыклад,

перспектывы развіцця НББ).

- Моделирование (изучается не сам объект, а его модель, а выводы переносятся на научный объект).

- Контент-анализ (матэматычны). Используется для анализа большого массива документов. В библ. Деле употребляется для изучения массивов документов, кот. отражают прошлое и сегодняшнее состояние, проблемы чтения и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал