![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка уровня нервно-психического развития
Контроль за нервно-психическим развитием проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики. При оценке нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет руководствуются показателями нормального уровня развития, приведенными ниже. • Показатели нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-12 мес. ■ Возраст 1 мес. ♦ Зрительный показатель: кратковременно фиксирует взгляд и ♦ Слуховой показатель: вздрагивает при резком звуке и мигает. ♦ Эмоции: первая улыбка. ♦ Общие движения: попытка держать голову, лежа на животе. ■ Возраст 2 мес. ♦ Зрительный показатель: следит взором за движущейся перед ♦ Слуховой показатель: прислушивается. ♦ Эмоции: улыбается в ответ на речь взрослого. ♦ Общие движения: хорошо держит голову 1-2 мин в вертикаль ■ Возраст 3 мес. ♦ Зрительный показатель: фиксирует взгляд на подвижных ♦ Слуховой показатель: отчетливое слуховое сосредоточение. ♦ Эмоции: в ответ на разговор появляется комплекс оживления. ♦ Общие движения: хорошо удерживает голову, лежа на животе, Ф Движения руки: случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью. ♦ Активная речь: начинает гулить. ■ Возраст 4 мес. ♦ Зрительный показатель: узнает мать. ♦ Слуховой показатель: поворачивает голову на звук. ♦ Эмоции: громко смеется. ♦ Общие движения: поворачивается со спины на живот. ♦ Движения руки: захватывает подвешенную игрушку. ♦ Активная речь: длительно гулит. ■ Возраст 5 мес. ♦ Зрительный показатель: отличает чужих от близких. ♦ Слуховой показатель: различает тон, с которым к нему обра ♦ Общие движения: при поддержке стоит, не подгибая ног, пово ♦ Движения руки: четко берет игрушку, которую держат над ♦ Активная речь: продолжает долго гулить. ♦ Общие движения: поворачивается с живота на спину, подпол ♦ Движения руки: свободно берет игрушку из разных положе ♦ Активная речь: произносит «ма», «ба» (начало лепета).
♦ Навыки, умения: снимает пищу губами с ложки. ♦ Общие движения: хорошо ползает.
♦ Движения руки: постукивает игрушкой об игрушку, перекла ♦ Активная речь: произносит слоги многократно (лепечет). ♦ Понимание речи: на вопрос «Где?» находит предмет, располо ♦ Навыки, умения: пьет из чашки, которую держит взрослый, ♦ Общие движения: самостоятельно садится, сидит, нагибается, ♦ Движения руки: долго занимается игрушками. ♦ Активная речь: громко неоднокартно произносит различные ♦ Понимание речи: по просьбе взрослого выполняет «ладушки»,
♦ Навыки, умения: сам держит и ест корочку хлеба (сухарик). ♦ Общие движения: ходит при поддержке за обе руки.
♦ Движения руки: действует с предметами по разному (катает, ♦ Активная речь: подражает слышимым слогам, которые име ♦ Понимание речи: знает свое имя; на вопрос «Где?» находит и ♦ Навыки, умения: умеет пить из чашки, слегка придерживая ее i Возраст 10 мес. ♦ Общие движения: влезает на невысокую поверхность и слезает с ♦ Движения руки: открывает, закрывает (коробочку, матрешку> г ♦ Активная речь: подражает разным слогам взрослого. ♦ Понимание речи: знает название частей тела, подает знакомый
♦ Навыки, умения: пьет из чашки, ♦ Общие движения: стоит самостоятельно без опоры.
♦ Движения руки: складывает кубики, снимает и надевает коль ♦ Активная речь: произносит первые слова-обозначения — «ма ♦ Понимание речи: выполняет элементарные требования взрослого.
♦ Навыки, умения, пьет из чашки. ♦ Общие движения: самостоятельно ходит. ♦ Активная речь: произносит 8-10 слов. ♦ Навыки, умения: самостоятельно берет чашку и пьет. ♦ Показатели нервно-психического развития детей 2-го года I Возраст 1 год и 1 мес. ♦ Понимание речи: запас понимаемых слов быстро расширяется. ♦ Активная речь: использует лепет и отдельные облегченные ♦ Сенсорное развитие: ориентируется в 2 контрастных величи ♦ Игра и действия с предметами: воспроизводит в игре ранее ра ♦ Движения: ходит длительно, не присаживаясь, меняет положе ♦ Навыки: самостоятельно ест густую пищу. ♦ Понимание речи: обобщает предмет по существенным призна ♦ Активная речь: облегченными и правильно произносимыми ♦ Сенсорное развитие: ориентируется в 3-4 контрастных фор ♦ Игра и действия с предметами: отображает в игре отдельные ♦ Движения: перешагивает через препятствия приставным ша ♦ Навыки: самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. ■ Возраст от 1 года 7 мес до 1 года 9 мес. ♦ Понимание речи: понимает несложный рассказ по сюжетной ♦ Активная речь: во время игры словами и двусложными пред ♦ Сенсорное развитие: ориентируется в 3-4 контрастных вели ♦ Игра и действия с предметами: воспроизводит несложные сю ♦ Движения: ходит по поверхности шириной 15-20 см и припод ♦ Навыки: частично раздевается с небольшой помощью взросло ■ Возраст от 1 года 10 мес до 2 лет. ♦ Понимание речи: понимает рассказ о событиях, бывших в жиз ♦ Активная речь: при общении со взрослыми использует двус- ♦ Сенсорное развитие: подбирает по образцу и слову 3-4 конт ♦ Игра и действия с предметами: в игре воспроизводит ряд пос ♦ Движения: перешагивает через препятствия чередующимся ♦ Навыки: частично одевает одежду (ботинки, шапку). • Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни. ■ Возраст 2 года 6 мес. ♦ Активная речь. - Грамматика: говорит многословными предложениями (более - Вопросы: появление вопросов «Где?», «Куда?». ♦ Сенсорное развитие и восприятие цвета: подбирает по образцу ♦ Сюжетная игра: игра носит сюжетный характер, ребенок отра ♦ Навыки в одевании: полностью одевается, но еще не умеет зас ♦ Движения: перешагивает через палку или веревку, горизон I Возраст 3 года. ♦ Активная речь. - Грамматика: начинает употреблять придаточные предложе - Вопросы: появляются вопросы «Когда?», «Почему?».
♦ Сенсорное развитие и восприятие цвета: называет 4 основных ♦ Сюжетная игра: появляются элементы ролевой игры. ♦ Навыки в одевании: одевается самостоятельно, может застеги ♦ Движения: перешагивает через палку или веревку, горизон ♦ Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 4-7 лет. ♦ Мышление и речь: умеет группировать предметы по классам ♦ Общая моторика: подпрыгивает на 2 ногах, на месте и продви ♦ Ручная моторика: всегда или иногда застегивает пуговицы и ♦ Внимание и память: ребенок внимателен, собран; стихи, соот ♦ Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссо ♦ Психическое здоровье: умеет играть с другими детьми, не ссо I Возраст 5 лет. ♦ Мышление и речь: умеет по картинке составить рассказ в нес ♦ Моторика: умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед, ♦ Внимание и память: внимателен, собран; стихи, соответствую ♦ Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссо ♦ Психическое здоровье: без отклонений. ♦ Мышление и речь: умеет составлять по картинке рассказе раз ♦ Общая моторика: умеет прыгать в длину с места с результатом ♦ Ручная моторика: умеет аккуратно закрасить круг диаметром ♦ Внимание и память: внимателен, собран; стихи, соответствую ♦ Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссо ♦ Психическое здоровье: без отклонений. ♦ Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные ♦ Умственное развитие: владеет прямым и обратным счетом в ♦ Моторное развитие: может быстро перестраиваться во время тканью); вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу; может пользоваться пилой и молотком. ♦ Игровая деятельность: создает планы игры, совершенствует ее ♦ Поведение: испытывает сложные моральные переживания за - Навыки: выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки (убирает комнату, ухаживает за цветами); способен критически анализировать черты характера; мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком. Итогом оценки служит определение группы нервно-психического развития. • 1-я группа. ■ Дети с опережением в развитии. ♦ На 1 эпикризный срок — ускоренное развитие. ♦ На 2 эпикризных срока — высокое развитие.
■ Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармонич ■ Дети с нормальным развитием. • 2-я группа. ■ Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок. ♦ 1-я степень: задержка 2-3 показателей. ♦ 2-я степень: задержка 3-4 показателей. ♦ 3-я степень: задержка 5-7 показателей. ■ Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показате .• 3-я группа. ■ Дети с задержкой на 2 эпикризных срока. ♦ 1-я степень: задержка 2-3 показателей. ♦ 2-я степень: задержка 3-4 показателей. ♦ 3-я степень: задержка 5-7 показателей. ■ Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть пока : • 4-я группа. ■ Дети с задержкой на 3 эпикризных срока. ♦ 1-я степень задержка 2-3 показателей. ♦ 2-я степень: задержка 3-4 показателей. ■ Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть пока Для оценки развития детей в домах ребенка и детей первого года жизни в семье предлагается V группа — задержка на 4-5 эпикризных срока. При соответствии нервно-психического развития возрасту или превышении его ребенка относят к первой группе нервно-психического развития, при отставании хотя бы по 1 показателю на 1 эпикризный срок — ко 2-й группе, при отставании хотя бы по 1 показателю на 2 эпикризных срока — к 3-й группе и при отставании хотя бы по 1 показателю на 3 эпикризных срока — к 4-й группе нервно-психического развития. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считают месяц, для ребенка 2-го года — квартал и для 3-го года — полугодие. Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, служит поведение ребенка. Поведение ребенка отражает также уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.). Показатели поведения приведены ниже. • Эмоциональное состояние (для детей первого года жизни): поло • Настроение (для детей в возрасте 2-6 лет).
■ Бодрое, жизнерадостное: ребенок охотно контактирует с окру ■ Спокойное: ребенок положительно относится к окружающим, ■ Раздражительное, возбужденное: отмечают плаксивость ребен ■ Подавленное: ребенок вялый, пассивный, неконтактен, замкнут, ■ Неустойчивое: ребенок может быть веселым, смех быстро сменя • Засыпание: спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздей • Сон (дневной или/и ночной): глубокий (неглубокий), спокойный, • Аппетит и пищевое поведение: хороший, неустойчивый, снижен • Характер бодрствования: активен, малоактивен, пассивен. • Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы): нет отрица • Взаимоотношения с детьми и взрослыми: контактен, груб, агрес Поведение оценивают следующим образом. • Без отклонений. • Незначительные отклонения (группа внимания) — отклонения по • Умеренные отклонения (группа риска) — отклонения в поведении • Выраженные отклонения (группа высокого риска) — отклонения • Значительные отклонения (диспансерная группа) — отклонения в
|