Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цивилизационный подход и типология государства.
Цивилизационный подход представляет собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности экономического базиса, сложности социального состава каждого периода, культурно-исторических особенностей. В основе цивилизационного подхода к типологии государств выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д. Классификация типов цивилизаций: 1. В соответствии с периодами исторического развития: - древние—локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, эгейская и другие); -особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие), с соответствующими типами государств; - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. 2. По характеру организации государственно-политических институтов: - первичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие фараонов и занимавшиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. - вторичные цивилизации. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви. Возможна классификация государств по их отношению к религии. Выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства. В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства. В свою очередь, государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии. Промежуточный вариант между светским и теократическим государствами – клерикальное. Особенность данного государства в том, что оно не объединено с церковью, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Атеистические государства вытесняют религию как мировоззрение, а церковь – как социальный институт из общественной жизни. Религиозные организации либо запрещаются, либо ставятся в такие условия, в которых они не могут нормально функционировать.
|