Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношения суверенитетов государства, народа, нации
Суверенитет государства — политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне. Различают две стороны государственного суверенитета: внутреннюю: выражает верховенство и полноту гос власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны; внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне. Внутренний суверенитет называют ещё законодательным суверенитетом. В Декларации о государственном суверенитете РФ (РСФСР) от 12 июня 1990 г. указаны следующие признаки государственного суверенитета РФ (РСФСР): 1) верховенство (иначе: прерогатива власти) — отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны; 2) самостоятельность — возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права; 3) полнота — распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны; 4) неделимость власти государства в пределах его территории — единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; 5) независимость во внешних сношениях — возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран, 6) равноправие во внешних сношениях. К указанным признакам суверенитета следует добавить: 7) неотчуждаемость — невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закреплённой законом возможности делегировать суверенные права государства субъектам федерации и органам местного самоуправления Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах. Государство имеет суверенные права: · право войны и мира; издавать законы; формировать государственные органы; определять свою атрибутику (символику и др.); устанавливать налоги; назначать своих представителей в другие государства и международные организации; вступать в межгосударственные союзы и др. Однако государство не вправе делать всё, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации. Суверенитет народа (народ — граждане всех национальностей, проживающие на территории страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти. Суверенитет народа, закрепленный в конституции, — качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве. Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа? Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета. Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации — гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая способна обеспечить её существование и развитие. Мера свободы закреплена в кач-ве международ. стандарта как общая и равная для всех наций. Нация (в юридическом отношении) равнозначна термину «народ». Нация (в этническом отношении) — этносоциальная общность, у которой сформировалось самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство. Основные права нации: · право на существование и свободное развитие, обладание возможностью определять характер своей национальной жизни; право на свободное развитие национальных потребностей; право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций; право распоряжаться ресурсами на своей территории; право на мирное сосуществование с другими народами и нациями; право на экологическую безопасность и др. Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах? В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношению к другим нациям. Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую. Согласно Уставу ООН, любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии данного права. Государственный, народный и национальный суверенитеты взаимосвязаны в демократическом государстве. 52. Регионалистско – государственный строй Однако в последние десятилетия появилась новая форма государства, вся территория которого, а не отдельные части, состоит из автономных образований. Эти автономии могут представлять собой территориальную автономию (большинство из 20 областей Италии и часть провинций ЮАР), строиться с учетом бытовых особенностей населения и географических факторов (пять областей Италия, которые имеют более широкие полномочия) или создаваться на основе некоторых этнических, языковых, бытовых, исторических характеристик населения (Каталония, Галисия и др. в Испании). Обычно эти государства рассматривают в качестве унитарных, но на деле они имеют особенности, которые отличают их от сложных - унитарных государств, имеющих отдельные автономные образования, и одновременно от федераций. В литературе такие государства иногда называются регионалистскими и рассматриваются как начальная стадия перехода от унитарного государства к федеративному. В регионалистском государстве автономные образования своих конституций не имеют, но в конституциях государств за ними закреплены определенные полномочия, для осуществления которых они издают местные законы. Автономные образования имеют также особые документы — статуты (уставы) об автономии, которые утверждаются общегосударственным парламентом. В статутах (уставах) перечислены полномочия автономных образований. Можно делегировать автономиям также право издавать законы по общегосударственным вопросам. Наряду со своими местными представительными органами автономии имеют местные органы исполнительной власти, формируемые местными законодательными органами. Однако наряду с ними в автономные образования назначаются представители центра — комиссары, губернаторы. Их полномочия неодинаковы, в Италии они невелики, в Шри-Ланке — очень обширны. В целом во всех регионалистских государствах федеральное регулирование автономии является более жестким, чем субъектов в федерациях. В частности, выборы их местных органов регулируются общегосударственными, а не местными законами. В отличие от федераций верхняя палата в регионалистском государстве строится не на основе представительства частей государства (автономий), а на других основаниях. Исключение составляет ЮАР, где верхняя палата формируется как одинаковое представительство провинций, но в ЮАР не считают свою страну федерацией.
|