Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика предприятий, учреждений, организаций как структурных элементов механизма государства






Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений, предприятий, посредством которых выполняются задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

1) иерархическая система, т.е. система, построенная на началах субординации и координации. Политико-организационную основу составляют органы гос-ва, территория, вооруженные силы и др. военные формирования, гос символы, столица;

2) целостная система внутренне организованных элементов, имеющая единые принципы построения и единые задачи и цели деятельности. Каждый из субъектов механизма государства как его элемент органически обусловлен всеми другими его элементами и функционированием системы в целом;

3) это система, имеющая чёткую структуру с определенными связями между её элементами. Первичными элементами являются государственные органы.

4) это система, обладающая единой бюджетной, денежной, банковской системами, государственной собственностью, которые составляют её организационно-экономическую основу;

5) это взаимодействующая, динамичная и реально работающая система, при помощи которой функционирует государство, осуществляется управление обществом.

В литературе можно встретить отождествление «механизма» и «аппарата» государства. Между тем понятие механизма государства шире понятия гос аппарата.

Механизм государства должен рассматриваться не как простая совокупность составляющих его элементов, а как система этих элементов, функционально совместимых, согласованных между собой и системой в целом, находящихся в постоянном обновлении с целью поддержания своей основной функции — управления.

В понятие «механизм государства» включаются государственные предприятия и государственные учреждения, которые под руководством аппарата государства практически осуществляют функции государства в сфере производственной деятельности, связанной с созданием материальных ценностей государства (государственные предприятия) и нематериальных ценностей (государственные учреждения). Для государственных учреждений типичной является непроизводственная деятельность в сфере охраны здоровья, научных исследований, проектирования, учебно-воспитательной, духовно-образовательной работы и т.п.

Почему государственные предприятия и государственные учреждения нельзя отнести к государственным органам? Потому что они отличаются от государственных органов рядом признаков:

1) не имеют государственно-властных полномочий, т.е. не являются носителями государственной власти;

2) непосредственно создают материальные или духовные блага;

3) имеют специфическую организационную структуру: представляют собой организованные гос-ом коллективы рабочих и служащих во главе с руководителем;

4) имеют строго обозначенный круг полномочий: администрация предприятий и учреждений осуществляет управленческие функции исключительно в сфере своей деятельности, в границах предприятия или учреждения;

5) руководствуются в своей деятельности собственным уставом в соответствии с законодательством.

Таким образом, гос предприятия и гос учреждения следует отличать от органов гос-ва, но их нельзя противопоставлять друг другу, поскольку все они относятся к гос организациям, действующим в единстве и взаимосвязи: гос аппарат обеспечивает реализацию функций гос-ва благодаря деятельности предприятий и учреждений, которыми руководит.


54. Должностное лицо: понятие, признаки, классификация

Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)

Данное определение позволяет выделить три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1) характер выполняемых лицом функций, т.е. полномочий и обязанностей;

2) правовое основание наделения его этими функциями;

3) круг органов, учреждений и организаций, в которых работает данное лицо.

Итак, должностное лицо должно выполнять определенныефункции. Указанный в законе характер выполняемых функций позволяет однозначно определить круг лиц, признаваемых должностными, и исключить из него иных лиц, хотя и занятых на работе в гос органах, органах МСУ, но выполняющих иные, технические функции.

Должностное лицо должно быть представителем власти. Содержание функции власти, характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет.

Должностное лицо может выполнять организационно-распорядительные функции, которые заключаются в руководстве деятельностью организаций, коллективов. Суть этих функций сводится к организации работы органов и учреждений, подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения и т.д. Такими лицами могут быть руководители гос или муниципальных органов и учреждений.

Должностное лицо может выполнять административно-хозяйственные функции, которые сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. К ним могут быть отнесены, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящими на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий. Такими лицами могут быть заведующие базами, складами, хозяйствами, начальники финансовых служб и т.д.

Функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию лицо исполняет в том случае, если они возложены на него, во-первых, законом, во-вторых, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

Не являются должностными лицами работники государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственными функциями.

Но некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечении, проведении занятий, приеме зачетов и экзаменов и т. п.) совершают юридически значимые действия, т.е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц. Педагогов признают должностными лицами. Но поскольку медицинские и педагогические работники в процессе своей профессиональной деятельности не наделены ни одной из функций, перечисленных выше, то они не могут быть признаны должностными лицами, за исключением случаев, когда они по специальному полномочию совершают юридически значимые действия.

Для признания лица должностным не имеет значения, постоянно, временно или по специальному полномочию оно выполняет возложенные на него обязанности, назначено на должность или избрано, работает за плату или бесплатно.

Должностным лицо считается до момента прекращения трудовых отношений или истечения срока полномочий, указанных в законе.

Обязательным признаком должностного лица является принадлежность органа, учреждения или организации, в котором оно занимает соответствующую должность, к государственным или муниципальным.

Различия в правовом статусе дают основании говорить о следующих видах:

А. Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными полномочиями. Должностные лица этой категории наделяются наиболее значимыми юридически властными полномочиями. Таких должностных лиц обычно характеризуют в качестве представителей публичной власти.

Б. Должностные лица, непосредственно реализующие внутриорганизационные (внутрисистемные) полномочия государственных органов. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу. В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей гос предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отношении подчиненных.

В. Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспечению деятельности государственных органов. Имеются в виду те служащие, которые выполняют фактическую внутриорганизационную или внутри исполнительную работу государственного органа. Они являются функционерами государственного аппарата, его оперативным составом.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал