Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности этапа углубленного разучивания двигательных действий (цель, задачи, средства и методы, контроль).
Цель — сформировать полноценное двигательное умение. Задачи: 1. Уточнить действие как в основе, так и в деталях техники.2. Добиться целостного выполнения наоснове сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном. Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения зависит от правильного и оптимального подбора методов, средств обучения. Используя целостный метод, необходимо применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность. Ведущим методам становятся анализ и разбор техники действий, беседа. 1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия. 2. Используются подводящие упражнения, они представляют собой элемент, часть, нескольких движений, по форме и характеру имеют сходство с основной частью изучаемого движения. 3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, иначе произойдет забывание и эффект воздействия их снизится. Эффективность использования упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.Обучение необходимо планировать в первой половине основной части занятия, когда еще не наступило утомление. План проведения научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков. План необходим, чтобы правильно организовать научно-исследовательскую работу. При составлении плана определяют этапы работы, основные задачи, а уж затем их детализируют. К основным пунктам относятся: изучение литературы, проведение эксперимента, накопление методических наблюдений, обработка результатов исследования. Хотя в плане изучение литературы будет стоять первым пунктом, продолжаться на протяжении всего времени работы. Планирование экспериментального раздела начинают с пункта, отражающего процессы продумывания характера экспериментальной модели и выбора соответствующего класса, группы образовательного учреждения. Второй пункт должен отражать метод создания экспериментальной образовательно-воспитательной модели. В третьем пункте оговаривается количество обучающихся которые участвуют в эксперименте. Четвертый пункт быть посвящен детальной разработке основного формирующего эксперимента. Сюда входят: выбор необходимых методов исследования; этапы эксперимента, техника проведения эксперимента; сроки наблюдения за экспериментальными и контрольными группами обучающихся; отслеживание и фиксация экспериментальной фактологии. Пятый пункт касается документации эксперимента. Следует заранее тщательно разработать карту протокола эксперимента. 40. Особенности этапа закрепления и совершенствования двигательных действий (цель, задачи, средства и методы, контроль). Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Задачи: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники. 3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.). 4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения. В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др. 41. Планирование и организация тренировочного процесса в системе макроциклов. Организация тренировочного процесса при различных вариантах планирования макроцикла (1, 2, и многоцикловое планирование). Мезоциклы объединяясь, образуют большие циклы тренировочного процесса – макроциклы. Макроциклы могут быть полугодичные, годичные и многолетние, но не более 4х лет (самый продолжительный цикл). Не зависимо от продолжительности цикла, каждый макроцикл делится на три периода – подготовительный, соревновательный и переходный. В основе такого построения тренировочного макроцикла лежат закономерности приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы. Спортивная форма – состояние оптимальной готовности спортсмена к достижениям, которые приобретается при определенных условиях в каждом макроцикле тренировки. Спортивную форму характеризует гармоническое соотношение всех сторон (физической, психической, спортивно-технической и тактической) готовности спортсмена. Ее целостный показатель – спортивный результат. Спортивная форма имеет фазовый характер, т.е. протекает в порядке последовательной смены трех фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты. Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Ориентировочные границы отдельных периодов: Подготовительный период – от 3-4- месяцев (в полугодичных циклах) – до 5-7 месяцев (в годичных циклах); Соревновательный период – от 1, 5-2 до 4-5 месяцев; Переходный период – от 3-4 до 6 недель. На сроки периодов влияет спортивный календарь. Внешние условия, меняющиеся по временам года, также оказывают влияние на сроки периодов и подбор тренировочных средств в «сезонных видах спорта». Периоды тренировки представляют собой последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы. Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям - Олимпийским играм, а для молодежи - к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года. Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. При двух - и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего. Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта - структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие - с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи - с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.).
|