Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные пути выхода из экономического кризиса 1933 – 1939 гг.
Цели: 1) проанализировать возможные пути выхода из экономического кризиса; 2) дать характеристику основных признаков нацистского режима; рассмотрев характерные черты политики этого режима, 3) показать причины прихода нацистов к власти в Германии, подчеркнув связь между ростом популярности нацистской партии и ухудшением социально-экономической ситуации в стране в результате экономического кризиса; 4) показать пути формирования нацистского режима; 5) объяснить сущность понятия «кейнсианство» и его разновидность реализации в США, дать оценку деятельности Ф. Рузвельта как инициатора новой экономической стратегии; 6) показать специфику Народного фронта, как одного из путей выхода из кризиса, указав причины распада Народного фронта. Опора на пройденный материал: знание причин экономического кризиса и внутриполитической ситуации в 1920-е гг. в США и Германии, а также ситуацию в рабочем движении. Основные понятия: кейнсианство, расизм, антисемитизм, государственное регулирование экономики, Народный фронт, «Новый курс», диктатура, репрессии, национализация, аннексия, репрессии, геноцид, милитаризация, девальвация. В этой теме следует рассмотреть три основных варианта выхода из кризиса: 1. Л иберально-демократический - предполагает создание государственной системы регулирования трудовых отношений, оказание активной государственной помощи и поддержки производителю и потребителю, коррекцию системы налогообложения в пользу большинства людей. Этот вариант рассматриваем на примере США – «новый курс» Ф. Рузвельта. 2. Нацистско-фашистский – предполагает огосударствление экономики, формирование тоталитарного государства, жесткое и прямое регулирование всей общественной жизни. Этот вариант рассматриваем на примере Германии – установление нацистской диктатуры. 3. Р адикально-демократический - предполагает приход к власти левых сил, принятие пакета социальных законов, установление рабочего контроля за производством, справедливое распределение доходов, но невыгоден для имущих классов и инвесторов. Этот вариант рассматриваем на примере Франции – создание Народного фронта. При этом укажем, что первый и третий путь происходит при сохранении демократического режима, то при втором варианте в стране устанавливается тоталитарный режим. США Идеологической и теоретической основой «нового курса» была теория «эффективного спроса», разработанная английским экономистом Дж. Кейнсом, получившая название «кейнсианство». Предлагаем учащимся изучить схему 4 «Теория «эффективного спроса» Д.М. Кейнса», предложенную в приложении. " Новым курсом" называют систему мероприятий, развернутых в США президентом Ф. Рузвельтом сразу же после прихода к власти в 1933 г. Главное в его подходе – изменение роли государства в рыночной экономике. Первоначально его замысел предполагал осуществление как внутри- так и внешнеполитическую программу. Однако в 1933-1935 гг. мероприятия правительства Рузвельта приобрели исключительно антикризисный характер и утратили свой внешнеполитический смысл. " Новый курс" означает серию реформ, суммарное значение которых состоит в том, что государство изменило свои взаимоотношения с экономическими структурами страны. Отныне Соединенные Штаты занялись активным государственным регулированием развития экономики, финансов, внутренней и внешней торговли. Специфика американского " нового курса" заключалась в массированном вторжение государства в раннее неприкосновенные сферы частного бизнеса. Сопровождалось социальными реформами и мероприятиями по созданию дополнительных рабочих мест. Высшим достижением “нового курса” в этой области стал Закон Вагнера 1935 г. " Новый курс" осуществлялся двумя изданиями: 1933-1935 гг., и 1938-1940 гг. Есть сведения, указывающие на то, что Рузвельт после войны намеревался продолжить эти мероприятия. Оценивая значение " нового курса", необходимо отметить, что его непосредственные экономические достижения были относительно скромными. Вплоть до начала второй мировой войны страна полностью не избавилась от последствий экономического кризиса 1929-1933 гг., но «новый курс» смог смягчить, но не устранить безработицу и нужду, а социально-политические законы не пошли дальше скромных начал. Однако, в более широком плане " новый курс" имел большое значение, поскольку, открывал в США эпоху государственного вмешательства в экономические процессы и установил новые стандарты поведения правительства в социальной сфере. Эти тенденции после войны получили развитие при последующих администрациях США, а также в странах Западной Европы после принятия ими «плана Маршалла». То есть эти реформы легли в основу государственной политики ведущих стран Запада в 1950-1960-гг.
|