Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика в контексте идеологии Просвещения. Роль литератора и журналиста в формировании общественного мнения.






Эпоха Просвещения стала поворотным этапом в истории европейской цивилизации, явлением во многом итоговым. Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы в XVIII в. начали сменяться демократическими. Феодальные экономические отношения уступают место капиталистическим, в науке и философии утверждается рационализм, в политической и религиозной жизни — принципы толерантности (обосновываются и получают юридическое оформление концепции " естественных прав человека" и демократии). Обозначенные явления пробивали себе дорогу с большим трудом — XVIII столетие стало эпохой кровавых революционных потрясений и войн за независимость. " Социально-экономические и политические достижения были связаны с движением в духовной области, которое само дало себе название " Просвещение".

Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма -практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию.

Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца XVI столетия. Принятие в 1689 г. " Билля о правах" (учитывающем некоторые философские концепции Джона Локка) стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в " Билле о правах" была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Высказанное Локком (в работе " О гражданском правлении", 1690) положение о том, что " мы рождаемся свободными, так же, как мы рождаемся и разумными", для многих звучало подлинным откровением. Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей. Как писал Даниэль Дефо, " если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу — тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми".

Сам Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет " Кратчайший способ расправы с диссидентами" (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны англиканской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на меткую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал " Гимн позорному столбу" (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, — и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.

После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 г и даже получил прозвище " господин Ревью".

39. Развитие средств информации в странах Западной Европы и США в 19в: от Penny-press и «нового журнализма» до «желтой журналистики».

Новой тенденцией в развитии американской и европейской периодической печати 1830-х гг. стало освоение читательской аудитории, состоящей из беднейших слоев населения. Выпуск дешевых газет, стал выгоден для издателей подобного рода периодических изданий. Появление «penny press», то есть прессы, продаваемой по максимально низкой цене, стало значительным феноменом в развитии масс-медиа. Пионером в этой области считается Бенджамин Дэй, который 3 сентября 1833 году начал издавать в Нью-Йорке газету «The Sun». Она продавалась на улицах города по самой дешевой цене — 1 цент за экземпляр. Низкая цена привлекла читателей, и через четыре месяца ежедневный тираж " TheSun" вырос до 5000 экз. Через два года Дэй поднял тираж до 15000 экз.

Вскоре нью-йоркский рынок «penny-press» пополняется еще одним периодическим изданием - " The New-York Herald", публиковавшуюся Джеймсом Гордоном Беннетом, а затем газетой " The New-York Tribune", основанную Хорасом Грили.

Во Франции традиции «penny-press» связываются в первую очередь с именем Эмиля де Жирардена. Самый успешный издательский проект Жирардена - политическая газета «La Presse», годовая подписная цена которой (40 франков) была вдвое ниже всех других подобных изданий. С именем Жирардена связывается и первое появление в европейской периодике «скрытой рекламы».

«Penny-press» к концу 1840-х годов стала приносить солидные доходы. Редакторы и издатели наиболее крупных газет были независимы от финансовых вливаний со стороны политических партий, хотя и поддерживали по собственному усмотрению ту или иную партию.

«Новый журнализм» зародился в газете Джозефа Пулитцера «The St. Louis Post-Dispatch». За четыре года пулитцеровское издание стало самым популярным в Сент-Луисе, значительно потеснив конкурентов. Одно из серьезных нововведений Пулитцера - проведение постоянных газетных кампаний с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Когда он купил утреннюю газету «The New York World». Она приобрела успех с первого номера газеты 11 мая 1883 года. О ней заговорил весь Нью-Йорк. Продукция «нового журнализма» быстро завоевывала читателей. Газета требовала социальных реформ и выступала с позиции простого человека, интересы которого зачастую игнорировались властями. В передовице Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут «направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков». Одним из нововведений Пулитцера стал перенос основного материала на первую полосу вместе с иллюстрацией, причем это могло быть не только политическое или общественно-значимое событие, но и спортивное соревнование или очередное преступление. Пулитцер отказался от многоступенчатых заголовков в пользу одного, но крупного и заметного, и ввел анонсы наиболее интересных материалов на других полосах газеты. Репортер становился основной фигурой газеты. Центр внимания перемещался с «факта» на «сюжет» - поэтому репортер должен был найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности становилось важным аспектом «нового журнализма».

Действенность методов «нового журнализма» не замедлила сказаться. К концу 1884 года тираж «The New York World» составил более шестидесяти тысяч экземпляров.

«Желтая журналистика» пришла из газеты Уильяма Рэндолфа Херста «The New York Journal», в которой стали регулярно печататься созданные художником Ричардом Аутколтом серии рисунков, положившие начало жанру комиксов. Его рисунки были социальной сатирой на нью-йоркскую жизнь. На картинках были изображены мальчишки, предводитель которых был в желтых оборванных одеждах. Затем начал выходить серия о «Желтом пареньке». Современники вскоре стали называть журналистскую модель, предложенную Херстом, «желтой журналистикой».

В дальнейшем термин «желтая пресса» стал прочно ассоциироваться со стилем Херста, который писал в одной из редакционных статей: «Политика «The New York Journal» заключается в том, что привлекать внимание столь же важно, как и добывать факты; публика жаждет развлечений гораздо больше, нежели просто новостей». Сенсационно-развлекательный стиль стал ведущим в эстетике печатных периодических изданий.

40. СМИ стран Европы и США в первой половине 20в.: от «маккрейкеров» до лит-ры «потерянного поколения» и публицистики «красных тридцатых».

В конце XIX в журналистике США формируется направление, представители которого ставили перед собой задачу бороться против общественных пороков путем расследования злоупотреблений и привлечения к ним внимания общественности. По их мнению, разоблачение зла должно было помочь людям понять его сущность и первопричины, побудить стремление к переменам, создать в обществе предпосылки для реформ, которые покончили бы с произволом, коррупцией, обманом.

В 1906 г. президент США Теодор Рузвельт, которого раздражала критика журналистов-разоблачителей в адрес госаппарата, уничижительно назвал их макрейкерами (muckrakets), что означает " разгребатели грязи", " копающиеся в навозе", " любители грязных сплетен". Однако сами разоблачители, искренне полагавшие, что их миссия заключается в очищении общества от всякого рода скверны, восприняли подобную характеристику их деятельности одобрительно. Оформившееся на рубеже веков движение представителей расследующей, разоблачительной журналистики стало именоваться движением макрейкеров. (Религиозный моралист Б. Флауэр со своим журналом «Arena», журналы " McClure's", " Collier's", " Everybody's", " Cosmopolitan").

Макрейкерское движение пошло на спад после финансового кризиса 1911 г., ударившего по массовым журналам. " Макрейкерами" продолжают по традиции называть тех журналистов, которые отдают дань расследованиям и разоблачениям.

Сеймур Херш поведал о массовом уничтожении мирных жителей в деревне Майлай во время вьетнамской войны,

Рейчел Карсон - автор расследований о губительном влиянии химиката ДДТ на окружающую среду, подтолкнувших формирование экологического движения в США.

Боб Вудворд и Карл Бернстайн – сотрудники газеты " Washington Post" раскрыли незаконные действия администрации президента Р. Никсона в канун президентских выборов, что привело к знаменитому Уотергейтскому скандалу и к последующему отстранению Никсона от власти.

Литература «потерянного поколения» сложилась в европейских и американских литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войны. Зафиксировал ее появление 1929 год, когда были изданы три романа: «Смерть героя» англичанина Олдингтона, «На Западном фронте без перемен» немца Ремарка и «прощай, оружие!» американца Хемингуэя.

Вместе с тем модернизм в американском развороте отличается от европейского более очевидной вовлеченностью в общественные и политические события эпохи: шоковый военный опыт большинства авторов невозможно было замолчать или обойти, он требовал художественного воплощения. Это неизменно вводило в заблуждение советских исследователей, объявлявших этих писателей " критическими реалистами". Американская критика обозначила их как " потерянное поколение". Общность проявляется во всем, начиная с тематики и кончая формой их произведений. Главные темы писателей этого поколения — война, фронтовые будни и послевоенная действительность — " век джаза".

Важной чертой литературы «красных тридцатых» является обостренный интерес к социальной проблематике и к простым людям.

Всю прогрессивную американскую литературу 30-х годов отличает активный характер. Не только в публицистике, но и в художественных произведениях нередко звучит призыв к действию, к изменению бесчеловечных порядков. Одновременно во многих произведениях разоблачаются происки реакции. Антифашистская тема становится ведущей. Газеты направлены на освещение военных действий во всех странах.

В годы войны в Англии выходила пресса эмиграции – тех, кто боролся с фашистским режимом. В типографии «Таймс» печаталась американская военная газета «Звезды и полосы». В 1941 г. отдел информации МИД СССР в Лондоне начал издавать ежедневную газету «Советские военные новости» и еженедельник под таким же названием.

41. Специфика пропаганды периода Второй мировой войны и ее трансформация в период «холодной» войны: идеологические, литературные и культурные формы. Феномен «Уотергейта».

Фашисты охотно создавали собственные газеты. Им принадлежали " Джорнале д'Италиа" (" Газета Италии", Рим), " Пополо д'Италиа (Милан). Под фашистским контролем находилась " Пополо ди Рома". В газетах запрещалось работать журналистам, не имеющим членского билета фашистской партии. Сотрудников газет постоянно перевоспитывали, идеологически обрабатывали.

Неугодных издателей фашисты в начальный период своей деятельности подвергали физическим расправам. Их типографии моглибыть секвестированы местными префектами либо просто сожжены разбушевавшимися сквадриотами. В дальнейшем нежелательные газеты закрывались просто по воле властей.

Решительно вели борьбу с фашистским режимом, находясь в подполье, коммунистическая " Унита", газета " Стато операйо" (" Рабочее государство"), журнал " Баттальи синдикали" (" Профсоюзные битвы" - этот журнал издавался в Париже), социалистическая " Аванти! ".

Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.

Во время войны телевизионные передачи в европейских странах не велись, техническое совершенствование телевещания было заморожено. В Соединенных Штатах, не испытавших прямых последствий военных действий на своей территории, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров.

Феномен «Уотергейта» - журналистское расследование. в 1972 произошел случайный инцидент с проникновением в штаб-квартиру демократической партии (после избрания президента Николсона) пятерых журналистов с прослушкой. Уотергейтским делом занималась газета «The Washington Post». Короче, скандал с правительственными лицами о прослушке, записи разговоров, из-за которого Николсон ушел в отставку.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал