Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесты, используемые для определения уровня развития координационных способностей.






Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п. Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей: 1) бег «змейкой»2) челночный бег 3 х10 м; 3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта; 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

29. Выносливость — это способность выполнять двигательное действие длительное время с заданной интенсивностью.

Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос­ливость — это способность длительно выполнять работу умерен­ной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы (аэробная выносливос­ть). Основными компонентами общей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная вынос­ливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятель­ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри­мер, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с дру­гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос­ливость и т.д.).

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов:

Биоэнергетические факторы - объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз­можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле­ние энергии в процессе работы. Основными источники энергообразования - аэробные, анаэробные гликолитические и ана­эробные алактатные реакции.

Факторы функциональной и биохимической экономизации - энер­гообеспечение организма во время работы.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри­ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на­растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч­ной кислоты в крови и т.д.), способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее.

Личностно-психические факторы (мотивация на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной дея­тельности, волевые качества).

Факторы генотипа (наследственности) и среды.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наи­более интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля­ются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения циклического и ацик­лического характера (продолжительный бег, бег по пе­ресеченной местности, передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание); игры и игровые упражне­ния; упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в сред­нем темпе) и др. Основные требования: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном фун­кционировании мышц.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются спе­циально подготовительные упражнения, максимально приближен­ные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфи­ческие соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Основными методами развития общей выносливости являют­ся: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игро­вой метод; соревновательный метод.

Для развития специальной выносливости применяются: методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); методы интервального прерывного упражне­ния (интервальный и повторный); соревновательный и игро­вой методы.

Равномерный метод – непрерывный длительный режим работы с равномерной скоростью или усилиями (сохранение заданной скорости, ритма, постоянного темпа, величины усилий, амплитуды движений). Упражнения могут выполняться с малой, средней и максималь­ной интенсивностью.

Переменный метод - последователь­ное варьирование нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, тем­па, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозирован­ными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как пра­вило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин.

Метод круговой тренировки - выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интерваль­ной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («стан­ций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод - выполнение упраж­нений в форме соревнований.

Игровой метод - развитие выносливости в про­цессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

31. 1.) Физическое воспитание школьников; физическое воспитание в школе как часть учебно-воспитательного процесса; предмет «Физическая культура» в базовом учебном плане общеобразовательной школы.

Физическое воспитание - вид воспитания, специфика которой заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. Включает два процесса:

1.физическое образование - процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных физкультурных знаний (формирование спортивных навыков и умений, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, передача специальных физкультурных знаний).

2.воспитание физических качеств - целенаправленное воздействие на развитие физических качеств человека посредством нормированной физической нагрузки (силовые способности, скоростные способности, выносливость, координационные способности, гибкость).

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Цель физического воспитания - воспитывать физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Задачи физического воспитания:

1.обеспечить всестороннее развитие физических качеств, совершенствовать телосложение, укреплять здоровье;

2.формировать жизненно важные умения и навыки;

3.воспитывать нравственные качества.

2.) Внеклассная работа по физическому воспитанию: цель, задачи, формы организации, направленность (физкультурно-оздоровительная работа, спортивная, военно-патриотической направленности и пр.).

Внеклассная работа – система организован­ных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.

Цель: а) содейство­вать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта, в) выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; г) обеспечивать здоровый, ак­тивный, содержательный отдых. Содержание занятий определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

Задачи:

- вовлечение в систематические занятия физическими уп­ражнениями возможно большего количества школьников;

- расширение возможностей качественного усвоения учебного материала и повышения успеваемости по предмету «Фи­зическая культура»;

- формирование умения и привычки самостоятельно исполь­зовать средства физического воспитания в повседневной деятель­ности;

- выбор спортивной специализации и достижение результа­тов на уровне нормативных требований спортивной классифика­ции для соответствующего возраста;

- выявление лучших спортсменов и подготовка их к участию во внешкольных соревнованиях за команду школы;

Особенности внеклассной работы: 1. организуется на добровольных началах (содержание и формы занятий определяются школой с учетом конкретных условий работы, учащимся предоставляется право выбора видов занятий); 2. широкая активность занимаю­щихся, объединенных в коллектив физической культуры, при по­стоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, членов педагогического коллектива и родитель­ской общественности; 3. педагогическое руководство имеет кон­сультативно-рекомендательный характер, стимулирующий прояв­ление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.

Формы организации работы.

1. Групповые занятия (представлены урочными формами их организации) проводятся по твердо установленному расписанию с ограниченным, но относительно постоянным составом занимаю­щихся, объединенных в учебные группы кружка физической куль­туры, секции ОФП, спортивной секции.

2. Массовые физкультурные мероприятия - не­урочные формы организации занятий — туристские походы, со­ревнования, праздники физической культуры (проводятся с неоднородным, меняющимся контингентом).

1. Кружок физической культуры - основная форма проведения групповых занятий с учащимися младших классов. Занятия проводятся Один-два раза в неделю по 45 мин.

Задачи: а) активизация двигательного режима младших школьников; б) расширение круга специальных знаний и двига­тельных умений учащихся; в) формирование интереса к заняти­ям физическими упражнениями.

Направленность содержания занятий - раз­ностороннее физическое развитие учащихся, овладение ими «шко­лой движений», формирование правильной осанки, улучшение ка­чества усвоения материала учебной программы. В занятия вклю­чаются упражнения школьной программы, выполняемые в усложненных условиях и преимущественно в иг­ровой форме.

2. Секция ОФП - форма дополнительной работы по предмету «Физиче­ская культура» и переходная ступень к специализированным занятиям спортом. Она создается для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможно­сти для специализации в том или ином виде спорта. Задачи: а) приобщить возможно большее количество школь­ников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации; б) улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе со­действовать успешному выполнению требований учебной про­граммы.

3. Спортивные секции создаются для желающих зани­маться одним из видов спорта.

Задачи: а) приобщить наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом;

б) содействовать совершен­ствованию учащихся в избранном виде спорта и на этой основе выполнению требований спортивной классификации; в) готовить школьников к участию в районных (городских) соревнованиях за команды школы; г) содействовать приобретению знаний и навы­ков инструкторской работы и судейства соревнований. В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям.

Разновидности массовых физкультурных мероприятий.

1. Туристские походы.

2. Соревнования

Задачи: а) содействовать улучшению физической подготовлен­ности школьников; б) обеспечить возможность выполнения спортивной классификации; в) объектив­но оценить качество спортивной работы в школе; г) выявить сильнейших спортсменов и лучшие команды школьников; д) содей­ствовать пропаганде физической культуры.

3. Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного ха­рактера, способствующие пропаганде физической культуры. Задачи - демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы.

Требования к организации внеклассной работы. Тесная связь с учебной работой как в плане преемственно­сти содержания, так и в организационно-методическом.

1. Доступность занятий и разнообразие их форм, обеспечиваю­щих возможность привлечения к ним широкого круга школьников.

2. Проведение внеклассной работы по физическому воспита­нию как составной части системы всей внеклассной образователь­но-воспитательной работы школы с соблюдением преемственности принципов и методов работы и опорой на ученический актив.

3. Использование помощи родителей и шефствующей органи­зации, которая может выражаться в материально-техническом обеспечении спортивной базы, организации физкультурных меро­приятий, в руководстве секциями, командами и пр.

4. Четкое руководство администрации и педагогов деятельно­стью коллектива физической культуры, родителей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал