Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения: «внешняя» и «внутренняя» сторона нагрузки, объем и интенсивность как составные части нагрузки, виды отдыха.
Нагрузка – воздействие физических упражнений на организм человека, вызывающая активную реакцию его функциональных систем (В.Н. Платонов, 1987). Объем нагрузки – количество выполненных упражнений, затраты времени на занятия и другие показатели. Действие нагрузки – реакция организма на выполненную работу. При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В.М.Зациорский, 1966): Интенсивность нагрузки – величина и направленность воздействия физических упражнений на организм человека (скорость движения, темп). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической. При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояние, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической. Интенсивность упражнения выше критической называют надкритической (кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга). Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов. 1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций. 2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека. 3. Минимакс интервал - наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме. 4. Суперкомпенсаторный. От начала восстановления до верхней точки периода сверхвосстановления. Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью. При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной. 6). Общая и моторная плотность урока Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка. Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле: МПУ = ВДА (ученика): ВУ x 100 % где МПУ – моторная плотность урока; Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п. Примерные величины МПУ физкультуры (Таблица № 1) По моим подсчетам, ученики могут находиться в полезном движении в зависимости от темы и задач уроков 25-35 мин. (сюда входят и различные перестроения). 5-10 мин. уходят на объяснение и демонстрацию упражнений. 1-2 мин. – на раздачу и сбор инвентаря, вынос и уборку матов (хотя лучше спланировать уроки, чтобы тяжелый инвентарь не убирался, а использовался в течение всего рабочего дня). За две минуты до конца занятий ребят приходиться отпускать в раздевалку, иначе они не успевают привести себя в порядок к следующему уроку. Итак, в полезном движении ученики находятся 25-35 мин. Откуда такое большое расхождение во времени? На первых уроках новой темы приходится больше объяснять и демонстрировать, чем на последующих; при спортивных играх в небольшом по размеру залу команды вынуждены ожидать своей очереди выйти на площадку; неизбежные простои возникают при прыжках в длину с разбега. Разумеется, и 35 мин, недостаточно для полноценных занятий, но уж коли больше не дано, их надо использовать с максимальной пользой. Учитель обязан проиграть в уме или непосредственно в спортивном зале внешнюю форму урока, проверяя по секундомеру не только время для всех его частей, но и отдельных компонентов внутри их. 32. План-конспект урока по баскетболу для 6класса. Тема: Совершенствование элементов баскетбола. Цель: Проверка умений и навыков ловли и передачи мяча, совершенствование техники ведения мяча и броска по кольцу Задачи:
а) проверка умения передачи мяча в движении; б) совершенствование ведения мяча в движении и бросок по кольцу.
а) развитие двигательных качеств – быстроты, координации.
а) воспитание морально-волевых качеств: коллективизма и дисциплинированности. Место проведения: спортзал. Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи – 18 штук, свисток, секундомер, стоечки.
33. Этап предварительной тренировки в многолетней подготовке юных спортсменов (цель, задачи, возраст, содержание, построение годичных циклов). Охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. Задачи: 1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта; 2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их; 3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости; 4) формирование стойкого интереса к занятиям спорта (вообще); 5) отбор перспективных детей для дальнейших занятий в избранном виде спорта. Подготовка детей характеризуется разнообразием средств (ОРУ, подвижные игры и игровые упражнения), методов (игровой, повторный, круговой, соревновательный) и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала. 34. Урок физической культуры 1 класс, младший школьный возраст! Тема: Режим дня. Прыжки с продвижением вперед. Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью! Планируемые результаты: Предметные: Ученик научиться: Характеризовывать режим дня как план основных дел на день. Выполнять различные виды прыжков. Ученик получит возможность научиться: Составлять индивидуальный режим дня. Выполнять разученные виды прыжковых упражнений в игровой и соревновательской деятельности. Универсальные учебные действия: Познавательные: выделять основные дела и определять их последовательность и время выполнения в течение дня, объяснять и демонстрировать технику прыжковых упражнений в стандартных условиях. Регулятивные: планировать деятельность, вносить необходимые изменения и дополнения, контролировать и оценивать результат деятельности. Коммуникативные: сопровождать двигательные действия речью. Личностные: навыки сотрудничества в различных ситуациях. Задачи: Сформировать у обучающихся представления о режиме дня как о плане основных дел на день; Упражнять в составлении индивидуального режима дня; Совершенствовать навыки выполнения прыжковых упражнений на месте и с продвижением вперед в стандартной и игровой ситуациях; Развивать навыки совместной работы, познавательный интерес к занятиям физкультурой. Оборудование: Гимнастические обручи, иллюстрации «Режим дня», презентация «Мой день» Содержание урока:
35. Конкретизация оздоровительных и образовательных задач физического воспитания и особенности их реализации в младшем, среднем и старшем школьных возрастных группах. Младший школьный возраст. Образовательные задачи связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, приобретением знаний о значении физических упражнений, двигательном режиме, личной гигиене, закаливании. Оздоровительные задачи состоят в содействии естественного развития организма, повышению функциональных возможностей, формированию осанки, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Развитие физических качеств, пробуждение интереса к физической культуре и спорту - важнейшие задачи на данном этапе. Приобщение к самостоятельным занятиям ФУ, подвижными играми. Воспитательные задачи – воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности. Средний школьный возраст. Образовательные задачи - совершенствование приобретенных навыков, соблюдение гигиенических правил, ознакомление с основами самоконтроля и оказание первой медицинской помощи. Оздоровительные задачи - гармоничное развитие организма, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к условиям внешней среды. Воспитательные задачи – вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, формировать умение адекватной оценки собственных физических возможностей, воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь и т.д. Старший школьный возраст. Образовательные задачи направлены на получение объема знаний о правилах самоконтроля, влиянии занятий физическими упражнениями. Оздоровительные задачи направлены на создание верного и прочного представления о ЗОЖ, всестороннее физическое развитие, коррекцию недостатков телосложения. Воспитательные – формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, уверенности, выдержки.
|