Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники по изучению истории и практики музейного дела
Источниками истории музейного дела являются исторические источники, поэтому к ним применимы методы исторического источниковедения. Источники делятся по типам и видам. Деление по типам связано с формой фиксирования информации. Выделяются письменные источники, вещественные, изо и т.д. Классификация носит условный характер. Каждому историческому этапу присущ свой круг источников. История музейного дела России охватывает 18-21 века. Для этого периода характерны источники: законодательные акты, статотчеты, делопроизводство, материалы съездов и конференций, периодика, воспоминания, дневники, переписка. Публикация музейного характера может быть выделена как отдельный вид – история музейного дела. Часть источников опубликована малым тиражом, это затрудняет их поиск. Крупные публикации появились лишь в 90-е годы. (с 1980-издается статистическая информация ГИВЦминкульт). В конце 90-х возобновились публикации отчетов крупных музеев. Большая часть источников лежит в архивах музеев. Немногочисленны справочники: сборники документации, законодательных актов, библиографические указатели. Материалы по истории музейного дела публикуются в специализированной литературе. В 1990-е новый этап в изучении истории музейного дела (в связи со сменой идеологии). Издается Российская музейная энциклопедия, Словарь музейных терминов, учебные пособия Шляхтиной, Юреневой, Фокина.
6.История музейного дела: периодизация, методы изучения. История музейного дела - научная и учебная дисциплина. Изучает следующие проблемы: - возникновение музеев, их функционирование, историю лиц; - формирование музейной сети. ИМД изучает как собственную историю, так и теорию и практику музейного дела. Периодизацией принято называть разграничение исторического времени согласно качественному развитию процессов, которые в нем совершались. В основу периодизации музейного дела положены критерии деления исторического процесса на отдельные этапы. Музееведом Грицкевичем дана следующая периодизация: 1. Предмузейное собирательство (архаическое общество, древний мир и средневековье) 2. Становление музея как социокультурного феномена 15-18 века (Возрождение) 3. Массовое появление публичных музеев – результат демократизации общества развивающихся стран (19-20 века) 4. Дальнейшее развитие и формирование музееведения, переоценка роли музеев (с 20-х годов 20-го века по сейчас) Методы изучения истории музейного дела. В изучении ИМД применяется комплекс методов исторического и культурологического исследований: - Историко-сравнительный метод раскрывает сходство черт в различных явлениях основой для сравнения служит то, что развитие общества представляет собой повторяющийся и внутренне обусловленный характер. - историко-культурный метод ставит в центр внимания социально-психологическое исследование личности отдельного человека с его стремлениями, верой, деятельностью. - историко-типологический метод. Типологизация – группировка объектов или явлений на основе присущих им общих существенных признаков. - историко-системный метод рассматривает функциональные взаимосвязи событии, фактов, ситуаций. - источниковедческий – сбор, отбор, истолкование, критика исторических источников. Источниковая база ИМД: деловые акты, завещания, переписка, учетно-хранительская документация, каталоги, мемуары, картины с изображением музеев. Изучение ИМД осознано как важнейшая самостоятельная задача в 1920-е годы. Стали появляться труды по истории музеев (Разгон, шмит) Открываются музееведческие кафедры. Публикуются учебно-методические материалы, статьи монографии. Вопросы ИМД освещаются в периодике и обсуждаются на конференциях.
7.Формирование и развитие музееведческой мысли: видные музееведы России и зарубежных стран Возникновение музея в привычном для нас значении восходит к эпохе Высокого Возрождения (XV – XVI вв.). Однако его предварял длительный процесс коллекционирования различных предметов культуры и природы, уходящий своими корнями в Античность. Музеи (мусей) были центрами интеллектуальной жизни: здесь проводились философские диспуты, соревнования поэтов, музыкантов. Постепенно в музеях складывались собрания предметов, как связанных с состязаниями, так и посвященных музам. Параллельно существовали сокровищницы храмов, где скапливались изделия из драги, вазы скульптуры. В IV в.д.н.э. (Аристотель) можно говорить о зарождении научного коллекционирования: мусей не только место бесед но и сбора коллекций (Александрийский мусейон). Здесь впервые апробировались принципы экспонирования, решались проблемы хранения и реставрации. Не создав еще музея как особого учреждения, Античность обозначила его контуры. Сокровищницы средневековых храмов начали осуществлять функции музеев. Здесь складывалось коллекционное ядро, которое потом перерастало в музеи (Оружейная палата) XVIв. – поворотная веха, коллекционирование ознаменовалось музеем. В XVIIIв. Музей становится неотъемлемой частью жизни человека. Инициаторами создания становятся научные общества, университеты, венценосные особы. В Великобритании за 100 лет образовалось 300 музеев, в России и Германии 200. XIX в. Стал завершающим этапом в формировании музея как социокультурного института. Экспозиционный показ становится основополагающим признаком музея. XX в. – очередная веха в развитии музееведческой мысли: музееведение получило осмысление как наука общефилосовского и социокультурного уровня. После 1912 г. – предварительный музейный съезд, начало формирования музейной дисциплины. Теоретики Грабарь, Зеленко, Шмит, Малицкий – заложили основу музееведческой школы. В эту эпоху разрабатываются проекты новых музейных образований. 1955- вышел сборник «Основы советского музееведения» В СССР А.Разгону принадлежит заслуга утверждения музееведения как научной дисциплины. Он создал пособие, открыл кафедру. 1960-1970 – концепция интегрированного музея (ЮНЕСКО) и экомузея (Лондон ИКОМ 1983) На рубеже 20-21 веков определяется новая музеология.
|