Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.1. Процесс управления маркетингом
Маркетинговая деятельность по своей природе всегда связана с поиском оптимального решения в процессе взаимодействия производителя и потребителя или поставщика и заказчика. Поэтому большую часть маркетинговых решений правомерно относят к классу сложных управленческих решений. При организации процесса управления маркетингом и разработки маркетингового решения необходимо учитывать следующие принципы: - Пропорциональность; - Непрерывность; - Параллельность; - Прямоточность; - Ритмичность; - Гибкость. Управление маркетингом - важнейшая функциональная часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для обеспечения прибыли. Процесс управления маркетингом состоит из: 1) анализа рыночных возможностей; 2) отбора целевых рынков; 3) разработки комплекса маркетинга; 4) претворения в жизнь маркетинговых мероприятий. Управление маркетингом рассматривается в трех направлениях: - управление деятельностью (маркетинговое управление); - управление функцией; - управление спросом. Механизмом маркетингового управления предприятием становится развитие коммуникативных связей предприятия с рынком (прямых и обратных). Предприятие не только направляет на рынок товары иполучает обратно деньги, но и направляет на рынок и получает обратно информацию. Последняя и составляет основу принятия многих управленческих решений на предприятии: производственных, финансовых, сбытовых, административных и т.д. Маркетинговая возможность фирмы - привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества, маркетинговая возможность должна точно соответствовать целям и ресурсам фирмы. Каждую возможность следует изучить с точки зрения величины и характера рынка. Для этого проводят: - Замеры и прогнозирование спроса; - Сегментирование рынка; - Отбор целевых сегментов рынка; - Позиционирование товара на рынке. Для оценки нынешнего размера рынка следует выявить все продающиеся на нем товары - аналоги и оценить объем продаж каждого из них. Для прогнозирования спроса следует рассматривать все факторы и тенденции, влияющие на развитие рынка. Процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и/или поведении называется сегментированием рынка. Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Необходимо составить профиль всех целевых сегментов рынка, описав на их основе всех присущих им признаков, чтобы оценить привлекательность каждого из них в качестве маркетинговой возможности для фирмы. Пути выхода на рынок: 1. Концентрация на единственном сегменте; 2. Ориентация на покупательскую потребность; 3. Ориентация на группу потребителей; 4. Обслуживание нескольких не связанных между собой сегментов; 5. Охват всего рынка Позиционирование на рынке - обеспечение товару не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей. Маркетинговая функция - одна из важнейших функций предприятия в условиях его рыночной деятельности. С появлением функции управления маркетингом на предприятии появляется необходимость управления ею. Это возможно осуществить на основе системы маркетинга, представляющей собой совокупность ее информационных, организационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь предприятия с рынком. Информационное обеспечение маркетин га осуществляется на основе разработки маркетинговой информационной системы (МИС), т.е. совокупности приемов, методов, организационных и технических средств сбора, накопления и обработки данных, необходимых для осуществления маркетинга на предприятии. МИС складывается из четырех частей: § Внутренняя отчетная информация, создаваемая на самом предприятии; § Внешняя информация, публикуемая в печати; § Система анализа информации; § Исследовательская информация, формируемая на основе маркетинговых исследований силами самого предприятия или специализированной организации. Организация маркетинга реализуется через упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, посредством которой предприятие осуществляет свою маркетинговую деятельность. Фирма должна разработать такую структуру службы маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу, включая планирование. Широкий набор функций маркетинга, отличающихся сложностью и трудоемкостью, предъявляет серьезные требования к организации маркетинговой службы. Маркетинговая служба - административно-управленческое подразделение фирмы, выполняющее полный или ограниченный набор маркетинговых функций. Численность и состав маркетинговой службы, набор ее функций и степень автономности во многом зависят от типа и размера фирмы, ее специализации. Менеджеры и специалисты в области маркетинга могут быть представлены по пяти различным уровням: § стратегический уровень управления (вице-президент, коммерческий директор, руководитель отдела); § средний уровень управления (менеджер по продукту, менеджер по рынку, менеджер по продажам, сбыту; менеджер по работе с клиентами, менеджер по рекламе); § оперативно-исполнительский (торговый агент, агент по рекламе, продавцы, ассистент менеджера по маркетингу); § технический (менеджер по обучению, контролер маркетинга, менеджер по маркетинговым исследованиям, экономист-аналитик маркетинга, интервьюер, специалист по компьютерной обработке информации); § вспомогательный. Структурно маркетинговые подразделения создаются по одному из двух принципов: матричному или функциональному (иногда в их комбинации). Матричный принцип заключается в создании подразделений маркетинга по одному из трех признаков (или их комбинации): § географическому, когда каждое подразделение осуществляет полный маркетинговый цикл в одном или нескольких регионах (географических зонах); § рыночному, когда каждое из подразделений ведет работу среди определенных групп потребителей; § товарному, когда каждое подразделение занимается доведением до потребителя одного определенного товара. Функциональный принцип проявляется в создании единой службы маркетинга, каждое из подразделений которого отвечает за осуществление одной или нескольких функций маркетинга. Структуры маркетинговой службы бывают двух типов: жесткие (механические) и мягкие (организмические). Круг обязанностей работников структуры жесткого типа четко определен контрактом; в мягких структурах обязанности работников определяются примерно и подчинены обстоятельствам. Организация маркетинга - это организация процесса взаимодействия всех подразделений предприятия, направленного на достижение рыночных целей. Планирование маркетинга осуществляется путем разработки комплекса перспективных (стратегических) и текущих планов. Планирование маркетинга проводится на трех основных уровнях: § Предприятия (объединения, корпорации); § Бизнес - направления предприятия; § Отдельного товара, рынка, канала распределения. Корпоративный план маркетинга находится в ведении высшего руководства компании. Он сосредоточен на бизнес - миксе, т.е. комбинации различных областей деятельности, которыми занимается предприятие. Разрабатывается корпоративная стратегия и происходит распределение ресурсов предприятия по бизнес - направлениям. План маркетинга по бизнес - направлениям строится на выработке дивизиональной стратегии и распределении ресурсов по миксу товаров данного направления. План маркетинга по товару предполагает разработку маркетинговых усилий на конкретном целевом рынке и по конкретному товару. Ресурсы распределяются по отдельным компонентам маркетинга - микса (совершенствование товара, формирование каналов распределения, проведение рекламной кампании и т.д.). Контроль маркетинга проводится путем периодической проверки маркетинговой деятельности предприятия либо собственными силами, либо силами привлекаемых специализированных фирм (аудит маркетинга). Выделяют стратегический контроль результативности стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия; текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий; контроль прибыльности. Механизм управления спросом основан на использовании комплекса определенных средств, инструментов. К числу таких средств относятся: продукт, продажная цена, позиция, продвижение. Комплекс маркетинга был назван методом (моделью) «4Р» (price, product, promotion, purchase).
|