Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, функции и значение государственного (муниципального) кредита






Государственный кредит – это часть государственных финансов. Государственный кредит – это система распределительных денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами по поводу:

- мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

- выдачи бюджетных средств на тех же началах – возвратности, срочности, платности.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. В отношении других государств РФ может выступать как должником, так и кредитором.

Государственный кредит выступает как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Его отличают более низкие процентные ставки.

Он выполняет две функции:

1) фискальную (формирование централизованных денежных фондов);

2) регулирующую (сокращение или увеличение денежной массы).

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственные займы – это инструмент пополнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы бывают:

- по месту размещения: внутренние и внешние;

- по праву эмиссии: центральными и внутренними органами власти;

- по сроку погашения: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-25 лет);

- по наличию заклада: закладные, беззакладные;

- по форме выплаты: процентно-выигрышные, процентные, с нулевым купоном;

- по возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований.

Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными государствами.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется внешний и внутренний долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания – отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены следующие меры:

- конверсия;

- консолидация;

- обмен облигаций по регрессивному отношению;

- отсрочка погашения;

- аннулирование займов.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Осуществляются следующие мероприятия:

1) рефинансирование (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

2) взимание налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

3) выпуска новых денег в обращение.

Под управлением государственным долго м понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Пути погашения государственного внешнего долга:

1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего долга, т.е. перевод краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочные долги. Таким образом, можно отложить на длительный срок выплату основной суммы, только ежегодно выплачивать проценты.

Консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии.

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

Государственный и муниципальный кредит — это совокупность экономических отношений между Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципалитетами в лице их органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство, его субъект или муниципалитет выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
В качестве звена финансовой системы государственный и муниципальный кредит:
1. Обслуживает формирование бюджетных фондов государства, его субъектов и муниципалитетов.
2. Обеспечивает использование бюджетов на разных уровнях управления и внебюджетных фондов.
Значение государственного и муниципального кредита проявляется в его функциях. Как финансовая категория государственный и муниципальный кредит выполняет 3 функции:
- распределительную;
- регулирующую;
- контрольную.
Через распределительную функцию кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и муниципалитетов и их использование на принципах срочности, платности, возвратности.
Регулирующая функция государственного и муниципального кредита обусловлена тем, что, вступая в кредитные отношения, органы власти вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
Контрольная функция государственного и муниципального кредита со-ответствует контрольной функции финансов.

Различают три формы государственного и муниципального кредита:
− государственный (муниципальный) займ — привлечение свободных денежных средств населения, предприятий, организаций для финансирования общественных потребностей;
− бюджетная ссуда (бюджетный кредит) — предоставление средств цен-трализованного бюджетного фонда соответствующего уровня предприятиям и организациям, а также бюджетам других уровней на условиях платности, срочности, возвратности;
− гарантированный займ — обязательство государства, его субъектами или муниципалитета погасить займ, реализованный нижестоящими органами власти или отдельными хозяйственными организациями, а также произвести выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика.
Основной формой государственного и муниципального кредита являются займы.
В Российской Федерации право осуществления государственных внешних заимствований принадлежит РФ и субъекту РФ, внутренних займов — РФ, субъекту РФ, муниципалитету. Основанием для привлечения займов с целью финансирования дефицита бюджета является программа заимствований, утверждаемая при принятии закона о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год.
Результатом реализации государственных и муниципальных займов являются долговые обязательства.

Долговые обязательства по государственным и муниципальным займам могут быть разделены на следующие категории:
- долговые обязательства, возникшие в результате заключения кредитных соглашений и договоров;
- долговые обязательства, возникшие в результате осуществления эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, субъекта РФ, муниципалитета;
- долговые обязательства, возникшие в рамках межбюджетных отношений (результат предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов).
В результате реализации государственных и муниципальных займов образуется государственный и муниципальный долг.
Капитальный государственный (муниципальный) долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный (муниципальный) долг — составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам РФ (субъекта РФ, муниципального образования) и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Под управлением государственным (муниципальным) кредитом понимается совокупность действий связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), регулированию рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного (муниципального) долга, предоставлению ссуд и гарантий.
К методам управления государственным и муниципальным долгом относятся:
1. Конверсия — изменение доходности займов.
2. Консолидация долга — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
3. Унификация ценных бумаг — объединение нескольких займов в один с обменом облигаций ранее выпущенных займов на облигации нового займа.
4.Отсрочка погашения займа — перенос на более поздний срок погашения займа.
5. Реструктуризация — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения.
6. Аннулирование долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал